По страницам истории древних храмов Ополья. “Егорьевского монастыря дубовые церкви”
Недалеко от села Скомово, на границе Гаврилово-Посадского района Ивановской области и Юрьев-Польского района Владимирской области еще недавно находилась небольшая деревенька Егорье, известная также под названием Георгиевская Слободка, на месте которой сейчас осталось только старое кладбище. Это поселение располагалось на территории бывшего Егорьевского (Георгиевского) мужского монастыря, одного из древнейших в Ополье. Монастырь был упразднен еще в 1764-м году. Именно поэтому, получение каких-либо новых сведений из истории этого монастыря – большая удача.
Существовавшие до сегодняшнего дня сведения о Егорьевском монастыре в основном были ограничены материалами статистического описания приходов и церквей Владимирской Епархии, выполненными преподавателем Владимирской семинарии Василием Марковичем Березиным еще в конце 19-го столетия. Из этого описания мы можем узнать, что первое упоминание связано с именем игумена этого монастыря – Маркелла и относится к 1565-му году. Интересно необычное название монастыря. Дословно в документах 17-го и 18-го веков оно фигурирует как “Егорьевского монастыря дубовые церкви”, вероятно идущее от названия упомянутой в 1628-м году церкви Егория Страстотерпца, находящейся на его территории. В 1644-м году в вотчине монастыря значатся: “…слободка, да три пустоши, да селище. А в слободке – 7 дворов крестьянских, людей в них – 25 человек (имеются ввиду только мужчины – прим. авт.); 3 двора бобыльских (обедневших крестьян — прим. авт), а людей в них 6 человек”. За монастырем помимо земли числится 300 копен сена. Спустя два года, в 1646-м году, проводилось всеобщее межевание Юрьев-Польского уезда, где были описаны границы Егорьевского монастыря с землями сел дворцовой Турабьевской волости. В проведении межевания принимали участие слободской староста Ивашко Дмитриев и крестьяне Гераско Андреев и Якушко Ермолаев. При этом в документе говорится: “… вновь на старых межах ям не копано и столбов не ставлено, потому что государевой дворцовой волости и Егорьевского монастыря крестьяне сказали, что у них спору никакого ни в чем нет. Владеют они землею и всякими угодьями по старым валовым межам. Да к тому межеванию Егорьевского монастыря дубовые церкви игумен Александр руку приложил”.
Следующие упоминания о монастыре можно обнаружить среди отказных дел по Юрьев-Польскому уезду, где в 1650-м году были указаны участники отказа – слободской староста Герасим Андреев и целовальник Яков Ермолаев, а также в дозорных книгах 1669-го года, в которых был упомянут игумен монастыря Феодосий “с братией”.
В писцовых книгах за 1677-й год в Георгиевской слободке значилось 10 крестьянских дворов. Дальнейшие сведения о судьбе монастыря можно получить из материалов ландратской переписи, проведенной Петром I-м в 1710-м году. Следует отметить, что это была очень интересная и подробная перепись, которая проводилась по указу царя взамен грубо сфальсифицированной переписи, проведенной годом ранее. Из документов этих переписей следует, что с 1703 по 1709 гг. сбежало девять из десяти крестьянских дворов. Вероятно, это было связано с ужесточением общего налогового бремени, острой нуждой в живой силе для ведения войны, а также строительством Санкт-Петербурга. Факты бегства крестьянского населения в уезде можно было отметить повсеместно. К 1710-му году в Егорьевской слободке “на лицо” значились: один бобыльский двор Ивана Лукьянова сына Свинкина, дворник Родион Моисеев сын Шалимов, конюх Тимофей Лукьянов сын Ермолаев, скотники Назар и Родион Леонтьевы дети Чаплины, работник монастырской поваренной службы Герасим Иванов сын Кочетов и просвирница Авдотья Федотова. Это описание свидетельствует об упадке монастырского хозяйства в начале XVIII-го века, что в целом было характерно для периода церковных преобразований, проводимых Петром I-м.
В 1695-м году во главе Егорьевского монастыря находился игумен Венедикт, о чем свидетельствует дарственная надпись на Минее (богослужебной книге — прим. авт), которая была преподнесена в дар монастырю Княгиней Еленой Борисовной Хворостининой и Князем Борисом Алексеевичем Голицыным.
В 1717-м году за “Егорьевским монастырем – дубовыми церквями”, в подмонастырской слободе записаны конюшенный и скотный дворы, а также дворы конюха, дьячка Карпа Андреева, и крестьянина Ивана Лукьянова.
В материалах первой ревизии отмечено посвящение епископом Суздальским Варламом поповского сына Михаила Кириллова в белодьяконы Егорьевского монастыря в 1719-м году. За монастырем числятся две десятины пашенной земли (около 3-х гектар — прим. авт), обеспечивавших “пропитание без всякой нужды”.
В 1723-м году игумен Егорьевского монастыря Тихон свидетельствует о “нужде в духовенстве и мирских требах” и указывает на написание соответствующего прошения в архиерейский приказ города Суздаля. Причиной отсутствия священника указывается перевод иеромонаха Якова из Егорьевского монастыря в Воскресенскую пустынь Суздальского уезда. В ответ на прошение в том же году из Московской духовной династерии в Суздальскую епархию был прислан поп Ефим Савельев для “прииска упалых и свободных мест” и проведения служб в монастырской слободке. В ревизской сказке попа Ефима Савельева отмечено, что к 1723-му году в Егорьевском монастыре “на лицо” числилось 6 крестьянских дворов. Следует отметить, что описанные выше факты, взятые из оригиналов документов, хранящихся в Российском Государственном архиве древних актов, имеют некоторые расхождения со статистическими материалами В.М. Березина. Так, в описании Березина указано, что 23 октября 1723-го года по указу Синодального приказа иеромонахом в Егорьевский монастырь направлен монах Иосиф, который “…был в мире, в Суздале в Дмитровском девичьем монастыре белым попом…”. При этом данное назначение также было проведено в ответ на челобитную игумена Егорьевского монастыря Тихона с братией. Возможно, правда, что эти события не были связаны друг с другом.
При игумене Тихоне в монастыре было положено основание церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы из дубового леса, строительство которой было завершено усердием дворянки Александры Трегубовой, чья могила с надгробной плитой из белого камня впоследствии находилась на территории монастыря.
В 1725-м году монастырь был приписан к Юрьевскому Архангельскому монастырю и имел две дубовые церкви Георгиевскую и Покровскую, 19 монахов, 4-х служек и крестьян 57 душ мужского пола в десяти дворах.
Упразднение монастыря в 1764-м году было связано с проведением всеобщей секуляризации (изъятие монастырского и церковного имущества в пользу государства – прим. авт.). Этот процесс одновременно сопровождался переводом монастырских крестьян в разряд экономических (государственных). В том же году Георгиевская церковь была приписана к церкви села Турабьево, а среди архивных дел Суздальской семинарии конца XVIII-го века можно встретить сведения о направлении выпускников этой семинарии на церковную службу в Георгиевскую Слободу. По всей вероятности действующий приход просуществовал до конца XIX-го века.
И.Карцев