"Ничто так не питает любовь к Родине, ничто так не поднимает подавленный национальный дух, как внимательное изучение исторических судеб родной страны"

С.А.Харизоменов, исследователь Ополья.

Памятник дороге

В XVII-XVIII веках главной транспортной артерией, связывавшей Владимиро-Суздальское ополье с Москвой, служил Стромынский тракт. Начинаясь на северо-востоке столицы, он проходил через село Стромынь, давшее ему это название, далее на Киржач, Юрьев Польской и Гавриловскую слободу.

Далее, после пересечения с Ростовским трактом, шедшим по высокому правому берегу Нерли, в деревне Морозово и с самой Нерлью, являющейся естественной границей ополья; он шёл лесами через Золотниковскую пустынь, Лежнево на Шую. Сразу за Шуей Стромынский тракт соединялся с Тихвинским (С.-Петербург — Ярославль — Н.-Новгород).

В ополье от основного трактового пути расходились ответвления: на Переславль Залесский и Суздаль, которые далее вновь с ним соединялись, охватывая таким образом большую часть территории. В селе Иванове и Шуе этот тракт именовался мануфактурным, поскольку являлся кратчайшим путём доставки продукции развивавшейся текстильной промышленности как в столицу, так и другие, находящиеся за Москвой местности, в частности — Малороссию. Особое значение Стромынка имела для Гавриловской слободы, которая, по-видимому, возникла и развивалась как узловой  станционный пункт на пересечении дорог.

Уже к середине XVII в. (1646 г.) слобода насчитывала около 600 жителей. Среди них: солодовщики, кузнецы, калашники, барышники (торговцы лошадьми), извозчики, «портные мастеры» и многие другие, явно ориентированные  на рынок, в том числе московский. Появляются и первые кустарные текстильные предприятия. Так, влиятельный при дворе царя Михаила Фёдоровича боярин Василий Иванович Стрешнев (?-1661) поселил в Гавриловской слободе своих крестьян для занятия крашенинным промыслом. К концу XVIII века слобода преобразуется в посад и становится значительным промышленным центром.

После постройки в первой трети XIX в. шоссе Владимир — Нижний Новгород Стромынский тракт стал приходить в упадок и к концу века потерял значение. Тем не менее, его историческое значение как консолидирующего фактора для всего ополья — колыбели русской цивилизации — несомненно. Важна его роль и для развития текстильной промышленности в Шуйско-Ивановском регионе, в том числе для связи Шуи с центром провинции, в которую она в XVII веке входила, — древним Юрьевом Польским.

Сейчас, когда в Ивановской области всё больше говорится о необходимости разработки туристических маршрутов по старинным трактам, вновь созданное Общество по изучению Владимиро-Суздальского ополья взяло на себя инициативу установки памятного знака на сохранившемся участке описанного тракта. Речь идёт о полуразрушенном каменном мостике, расположенном на лужайке вблизи ныне существующей асфальтовой дороги Гаврилов Посад — Юрьев Польский на участке между сёлами Городищи и Осановец, как раз на том месте, где проходила граница между древними Суздальским и Юрьевским уездами.

29 июля Совет Осановецкого поселения принял решение о поддержке этой инициативы. С Департаментом культуры и культурного наследия  Ивановской области этот вопрос также согласован. На очереди сбор средств и дизайнерские разработки.

Б. Волчёнков,
президент Общества изучения Владимиро-Суздальского ополья

Газета «Вечерний звон», № 96, 2010 год.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.

Фотографии