"Ничто так не питает любовь к Родине, ничто так не поднимает подавленный национальный дух, как внимательное изучение исторических судеб родной страны"

С.А.Харизоменов, исследователь Ополья.

Сектантство во Владимирской губернии в период поздней империи.

Создание наиболее полного представления о том, какие секты одновременно существовали в одном регионе, способствует пониманию духовных ориентиров населения и роли церкви в обществе в определённый период истории. Мы рассмотрим, прежде всего, традиционные русские секты (т.е. возникшие на основе народной религиозности), поскольку они являются ярким отражением духовного искательства народа и в частности того, что не удовлетворяло в официальной церкви и религии, многочисленных последователей этих религиозных движений.[1]

Во Владимирской губернии во II половине XIX-начале XX вв. были представлены практически все наиболее известные русские секты, как мистические – христовщина (хлыстовщина)[2], скопчество[3], секта субботников[4], так и рационалистические – секта молокан[5].

На территории губернии находились культовые места одного из толков христовщины, которые издавна пользовались почитанием. В описываемый нами период к ним осуществляли паломничество христовцы из других губерний. Первое место – гора Городина, недалеко от с. Чулково Муромского уезда. По одной из христовщинских легенд в 1645г. на гору Городину сошёл сам Господь Саваоф и остался на земле в образе человеческом, воплотясь в богатом купце Даниле Филипповиче. Он начал собирать своих учеников, и через некоторое время к нему присоединился уроженец Стародубской стороны (округа с. Клязьменский Городок в нижнем течении Клязьмы)[6] Иван Тимофеевич Суслов, в котором по преданию воплотился Иисус Христос[7].

В 1905 году священник села Чулково Александр Лебедев так описал почитание христовцами горы Городиной: «Каждогодно весной, главным образом около нашего праздника Святой Троицы, они съезжаются с разных мест нашего отечества на эту гору для молитвы и поклонения месту явления и жизни основателя своей секты. Они обходят её со всех четырёх сторон и на каждой стороне подолгу и усердно молятся, приурочивая всё это главным образом к ночному времени. При этом они разбрасывают по горе деньги, принося как бы некоторую жертву своего усердия Богу Саваофу и его лжехристу»[8]. По словам о. А.Лебедева в его время у подножия горы ещё сохранялась небольшая часовня, по преданию построенная христовцами. Кроме этого, старожилы говорили, что в пещерах, вырытых в этой горе, в старину жили отшельники, вероятно, принадлежавшие к христовщине. Некоторые местные крестьяне, также придерживающиеся этой секты, доставляли им пищу, деревянное масло и восковые свечи. Прочим же людям отшельники не показывались.[9]

На Стародубье, легендарной родине Ивана Суслова, очень почитался так называемый «божий дом», в котором, как считали христовцы, некоторое время жили Данила Филиппович с Иваном Тимофеевичем и проповедовали своё учение. К этому тайному месту допускались лишь те, кто принадлежал к секте не менее 10 лет.[10]

Было во Владимирской губернии и место, особо почитавшееся последователями секты скопцов, выделившейся из христовщины в последней четверти XVIII в. В 1820 году основатель секты Кондратий Селиванов был заключён в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где он и умер 19 февраля 1832 года[11]. Селиванов был похоронен с восточной стороны Никольской церкви, стоявшей при монастырской тюрьме. Его могила представлявшая собой простую земляную насыпь, не была забыта скопцами. В ямки, проделанные в ней, почитатели Селиванова опускали бублики и сухари, после чего они считались освящёнными.[12] Примечательно, что могилка посещалась не одними лишь скопцами, но и православными, которые верили, что в ней похоронен «Божий угодник», а освящённые в ней сухари и бублики «помогают при болезнях»[13].

Секта субботников, которая в некоторых официальных документах того времени именовалась сектой жидовствующих (по аналогии с ересью XV века),[14] также имела последователей во Владимирской губернии. В 1910 году над ними был установлен полицейский надзор. А в 1912 г. Департамент духовных дел Министерства Внутренних Дел циркулярно препроводил владимирским губернатору и градоначальнику для сведения и руководства копию указа Правительствующего Сената от 16 октября 1912 г. за №12 343, по вопросу о недопустимости регистрации общин субботников.[15] Согласно указу, «секта иудействующих, признающая лишь Священное Писание Ветхого Завета»[16] не подходила под действие закона 17 октября 1906 года. Все допускаемые законом секты лишь при условии сохранения ими христианского учения приравнивались по правам к инославным, то есть христианским же исповеданиям.[17]

Много последователей в губернии имела секта молокан, распространившаяся на её территорию во II пол. XVIII в. из Тамбовской губернии. Молокане концентрировались в нескольких приходах Меленковского уезда[18]. «Уездное население состоит из христиан, крестьянского и заводского элемента, между ними встречаются раскольничьи секты: старообрядцы, безпоповцы и более других развита секта молокан, непризнающих постов, икон и ни каких правил и обрядов православной церкви», — писал в1875 году краевед Николай Добрынкин.[19]

Не избежала Владимирская губерния и «моды» на популярную в начале XX века секту иоаннитов.[20] В 1913 г. проводилось негласное расследование по поводу обнаружения в Коврове её последователей, которых обвиняли в том, что они отвергали брачную жизнь и после молений придавались свальному греху. Об этом мы узнаём из переписки Владимирского губернатора, начальника Владимирского Губернского Жарндармского управления и Ковровского уездного исправника. В результате расследования выяснились следующие факты. Ковровские иоанниты собирались в домах Грабкина и Трошина, где совершали моления. Во время совершения моления они сначала читали акафист Спасителю и Божьей Матери, а потом и Иоанну Кронштадскому: «Ты наш батюшка, ходил по земле с нами, ты наш род и семейство знаешь, спаси всё наше семейство и всех жителей г. Коврова». Фотографии о.Иоанна они держали на божницах, вместе с иконами, и верили, что в его образе Бог вновь явился на землю. Однако ничего предосудительного в их нравственной жизни обнаружено не было. Результатом расследования стало письмо губернатора архиепископу Владимирскому и Суздальскому, в котором он информировался о существовании секты иоаннитов в его епархии.[21]

Кроме перечисленных нами, во Владимирской губернии находили своих последователей и другие, менее известные русские секты, такие как Десное братство (Сионская весть)[22] и «голубочники».[23] Также были случаи возникновения на территории губернии «местных» сект. Таковою была секта Григория Босого, называвшего себя Христом, а город Иваново-Вознесенск Новым Иерусалимом, имевшая в начале XX в. некоторое число последователей.[24]

К сожалению, мы не имеем точных данных о  численности данных сект и их процентном соотношении с православным населением. В тоже время, мы можем говорить об их относительной массовости и разнообразии. Существование такого количества сект в отдельно взятой губернии говорит нам о том, что ставит под сомнение утверждения об ортодоксальном православии русского народа в имперский период истории. Вероятно, сама народная религиозность с её гибкостью и вариативностью создавала условия для вольного толкования православной догматики и обрядности, и в итоге, создания новых религиозных институций.


[1] Следует отметить тот факт, что в рассматриваемый нами период в губернии (как впрочем и по всей России) большое распространение получили западные протестантские секты: баптисты, адвентисты седьмого дня, евангельские христиане (штундисты). Переход значительного числа православных в эти секты говорит нам о том, что они соответствовали их духовным потребностям, отражали их нравственные и даже в какой-то степени социальные идеалы. Этот факт нельзя не учитывать, однако рассмотрение данных религиозных сообществ не входит в цели настоящей публикации.

[2] Христовщинская секта возникла в конце XVII в. в Среднем Поволжье и быстро распространилась по всей Центральной России. Основным догматом этих сектантов служила теория перевоплощения. По учению христовцев, Бог воплощался и может воплощаться неопределенное количество раз, смотря по на­добности и  нравственному достоинству людей. Т.о.Иисус Христос – это только один из христов, в котором пребывало божест­во, как пребывает и в последующих христах. Св. Писание, сектанты не считали для себя обязательным, хотя прямо и не отвергали; главным источником для них служило учение их христов и пророков. Нравственное учение сектантов состояло в отрицании брачной жизни и умерщвлении плоти. В основе этого учения лежит дуалистическое воззрение, что дух есть начало доброе, а тело начало злое. Пер­вый человек Адам, по их мнению, согрешил именно угождением плоти: он впал в грех супружества. Отсюда вытекает хлыстовская за­поведь: не жениться и жить с женой, как с сестрой. (См. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2004.)

[3] Секта скопцов выделилась из христовщины в последней четверти XVIIIв. При имп. Николае I   скопчество было признано самой вредной сектой. Таковой она признавалась вплоть до конца императорской России.  В своем учении и обрядности скопцы в основном сохра­нили сходство с христовцами за исключением учения об оскоплении. Первые люди, говорили скопцы, были созданы с  телами не имевшими поло­вых органов. Когда же они нарушили заповедь Божью, то на теле их образовались отличительные знаки мужчины и женщины и люди предались сладострастию. Так как половые органы на теле человеческом суть следствия греха, то их и должно уничтожить. Отсюда необходимость оскопления для достижения нравственного совершенства. (См. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2004.).

[4] Под этим названием в России во II пол. XIXв. были известны две секты. Первые выделились из молоканства, приняв некоторые ветхозаветные установления —  запрещения есть свинину и рыбу, не имею­щую чешуи и некоторые другие. В нашем случае имеется в виду другая секта субботников, которая также была известна под названием секты жидовствующих или иудействующих. «Есть суб­ботники, которые, подобно евреям, ждут пришествия Мессии. Мессия, по их учению, соберет евреев в Палестину…Они называют себя народом Божиим, иудеями, евреями, Израилем, пришельцами к Израилю, пришельцами к Закону Божию. Всего удивительнее то, что жидовствующие — это коренные природные русские, отказавшиеся от Христа, от христианства, от русской национальности. Закон еврейский дал Бог, и дал его на вечные времена, говорят русские субботники, а христианство дано Христом, Которо­го субботники не признают Сыном Божиим; не признают они и Троичность лиц в Божестве. Не признавая Христа, отвергают субботники и Церковь Его; не признают они и св. икон…Они все обрезаны (мужской пол).Ссылаясь на примеры Авраама, Иакова, Измаила, Давида и других, жи­довствующие допускают многоженство, и сразу иные из них имеют по две и по три жены. Субботники наблюдают все еврейские праздники и посты… Субботу они наблюдают с заката солнца в пятни­цу до заката солнца в субботу: они не занимаются ника­кими работами, дают покой и скоту своему.». (Булгаков С.В. Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероучения. Соборы Восточной , Русской и Западной церквей. М., 1994. С. 412 – 413.).

[5] Секта молокан является ответвлением сектантского движения так называемых духовных христиан, к которому также относится секта духоборов. «Появление в России сект духоборцев и молокан (духовных христиан) можно отнести приблизительно к рубежу ХVII-ХVIII вв. В основу молоканского и духоборческого учений положены идеи западного протестантизма, а социальной базой сект стало свободное крестьянство. Поскольку в их учениях некоторые идеи подрывали устои государства (непризнание божественного происхождения верховной власти и земных законов, отказ от насилия вплоть до отказа от защиты Отечества, идея избранности), они всегда были гонимы, и в царское время, и в советское. В начале XIX в. духоборцы и небольшая часть молокан компактно проживали в Таврии (Мелитопольский уезд), изолированно от русского народа. Большая же часть молокан продолжала жить в южнорусских и центральных губерниях среди православного населения…Поскольку в XVIII и XIX вв. слово «православные» воспринималось как синоним слова «русские», духоборцы и молокане, разорвавшие с Православной Церковью, осознавали себя не русскими, а особыми народами Божиими. Конфессиональные особенности этих сект наложили сильный отпечаток на их культуры, которая, несмотря на русскую основу, приобрела существенные отличия от культуры их этноса». (Иникова С.А. Секты духоборцев и молокан: из прошлого в будущее. //  Исторический вестник. Издание Исторической подкомиссии Юбилейной комиссии Русской Православной Церкви по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова. — Москва-Воронеж. 1999, N 1.).

[6] Здесь находился древнерусский город Стародуб (Стародуб Ряполовский), известный с начала XIII в. и разрушенный в 1609 году. Сейчас входит в состав Ковровского района Владимирской области.

[7] Панченко А.А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2004. С. 123-124.

[8] ГУВО «ГАВО».Ф.526.Оп.1.Д.28.Л.16.

[9] Там же.

[10] Панченко…С.191.

[11] Там же. С. 186.

[12] Там же.

[13] Там же. С. 191.

[14] Ересь жидовствующих распространилась в XV в. в Новгороде, откуда была занесена в Москву. Учение жидовствующих состояло в   отрицании догматов о Троице, Божест­ве Иисуса Христа и искуплении, в предпочтении Ветхого Завета Новому, в отрицании писаний отеческих, почитания св. мощей и икон, церковной обрядности и таинств, в от­вержении монашества как образа жизни,   против­ного природе. Последователи секты использовали также иудейский календарь. (См. Булгаков С.В. Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероучения. Соборы Восточной , Русской и Западной церквей. М., 1994. С. 334.; Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. С. 489 – 506.).

[15] ГУВО «ГАВО».Ф.14.Оп.2.Д.394.Л.169.

[16] Там же. Л.170.

[17] Там же.

[18] Добронравов В.Г. Из истории молоканства во владимирской епархии (На основании данных извлечённых из Владимирского Губернского Правления). // Труды Владимирской Учёной Архивной Комиссии. Книга I. Владимир, 1899. С. 31 – 32.

[19] Добрынкин Н. Жизнь, нравы и обычаи крестьян в Меленковском уезде (этнографический очерк). // Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. Выпуск I. Владимир, 1875. С. 103.

[20] Секта иоаннитов возникла на рубеже XIX – XX вв. в г. Кронштадт. Её последователи верили, что в о. Иоанне Кронштадтском воплотился Бог. «о. Иоанн при жизни своей многократно обличал их ложные притязания на бли­зость к нему, обличал их богохульные суеверия и прокли­нал их вожаков». (Булгаков С.В. Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероучения. Соборы Восточной , Русской и Западной церквей. М., 1994. С. 430 – 433).

[21] ГУВО «ГАВО». Ф.14. Оп.10.Д.479.

[22] Секта основана в 1846 году на Урале, в Барачинском заводе штабс-капитаном Николаем Сазонтовичем Ильиным. Его учение представляло из себя смешение мистицизма, христианства и иудаизма с крайними социалистическими идеями. В 1912 г. С.В. Булгаков писал, что последователи этой секты имелись и во Владимирской губернии. (См. Булгаков С.В. Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероучения. Соборы Восточной , Русской и Западной церквей. М., 1994. С. 334.; Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. С. 399 – 401).

[23] Мы не имеем никакой информации об этой секте, кроме того что её последователи имелись в 1909 г. в Иваново-Вознесенске. (ГУВО «ГАВО».Ф.14.Оп.6.Д.1167.Л.16).

[24] ГУВО «ГАВО».Ф.40.Оп.1.Д.22036.

Прибылов Ю.А., аспирант кафедры Истории и археологии ВлГУ

Опубликовано: Материалы Межрегиональной краеведческой конференции (24 апреля 2009). Владимир, 2010. С. 273 — 280


Танк в селе Скомово

7-го декабря в селе Скомово был открыт мемориал с танком Т-62.

Путешествуем по Ополью

Материалы, фото/видеотчеты о путешествиях и туристических маршрутах в нашем регионе.

Археология в ополье

сведения по археологическим изысканиям на изучаемой нами территории

Что такое Ополье?

Это исторически сложившийся единый природный регион, охватывающий безлесные просторы восточного Замосковья. Плодородные земли Ополья на протяжении веков находились на стыке сфер влияния вначале языческих племен, затем княжеских и царских дворов древней Руси, представителей знатных родов, крупнейших вотчинников Российской Империи. Такое хитросплетение с одной стороны повлекло за собой исторически сложившуюся административно-территориальную неопределенность данного региона, а с другой - явилось причиной множества исторически значимых событий, происходивших на этих землях на протяжении последнего тысячелетия.

Ополье сегодня

Сегодня Ополье – это не только один из ведущих сельскохозяйственных регионов, но и важный исторический центр нашего государства, охватывающий большинство историко-архитектурных памятников России - достопримечательностей Большого и Малого Золотых Колец России. Вместе с этим, наш край богат историей множества малых поселений, разбросанных по просторам Ополья. Современной территорией Ополья можно считать Переславский район Ярославской области, Гаврилово-Посадский район Ивановской области, Юрьев-Польский, Суздальский, Кольчугинский, Александровский и часть Собинского районов Владимирской области.

Цель инет-проекта “Наше Ополье”

В последнее время отрадно отметить все больший интерес наших соотечественников к истории своей малой Родины. Сейчас на территории Ополья, не только в крупных населенных пунктах, но даже небольших селах и деревнях, можно встретить группы людей, увлеченных местным краеведением, организующих музеи, изучающих историю сел, в которых они живут, возрождающих историческое и духовное наследие родных мест. Настоящий проект дает возможность объединения информационных и общественных ресурсов, направленных на популяризацию малого краеведения, возрождение и может быть даже развитие этого уникального исторического региона, стремительно и зачастую безвозвратно уходящего в прошлое. Давайте попробуем объединить наши усилия на этом пути!