"Ничто так не питает любовь к Родине, ничто так не поднимает подавленный национальный дух, как внимательное изучение исторических судеб родной страны"

С.А.Харизоменов, исследователь Ополья.

Сектантство во Владимирской губернии в период поздней империи.

Создание наиболее полного представления о том, какие секты одновременно существовали в одном регионе, способствует пониманию духовных ориентиров населения и роли церкви в обществе в определённый период истории. Мы рассмотрим, прежде всего, традиционные русские секты (т.е. возникшие на основе народной религиозности), поскольку они являются ярким отражением духовного искательства народа и в частности того, что не удовлетворяло в официальной церкви и религии, многочисленных последователей этих религиозных движений.[1]

Во Владимирской губернии во II половине XIX-начале XX вв. были представлены практически все наиболее известные русские секты, как мистические – христовщина (хлыстовщина)[2], скопчество[3], секта субботников[4], так и рационалистические – секта молокан[5].

На территории губернии находились культовые места одного из толков христовщины, которые издавна пользовались почитанием. В описываемый нами период к ним осуществляли паломничество христовцы из других губерний. Первое место – гора Городина, недалеко от с. Чулково Муромского уезда. По одной из христовщинских легенд в 1645г. на гору Городину сошёл сам Господь Саваоф и остался на земле в образе человеческом, воплотясь в богатом купце Даниле Филипповиче. Он начал собирать своих учеников, и через некоторое время к нему присоединился уроженец Стародубской стороны (округа с. Клязьменский Городок в нижнем течении Клязьмы)[6] Иван Тимофеевич Суслов, в котором по преданию воплотился Иисус Христос[7].

В 1905 году священник села Чулково Александр Лебедев так описал почитание христовцами горы Городиной: «Каждогодно весной, главным образом около нашего праздника Святой Троицы, они съезжаются с разных мест нашего отечества на эту гору для молитвы и поклонения месту явления и жизни основателя своей секты. Они обходят её со всех четырёх сторон и на каждой стороне подолгу и усердно молятся, приурочивая всё это главным образом к ночному времени. При этом они разбрасывают по горе деньги, принося как бы некоторую жертву своего усердия Богу Саваофу и его лжехристу»[8]. По словам о. А.Лебедева в его время у подножия горы ещё сохранялась небольшая часовня, по преданию построенная христовцами. Кроме этого, старожилы говорили, что в пещерах, вырытых в этой горе, в старину жили отшельники, вероятно, принадлежавшие к христовщине. Некоторые местные крестьяне, также придерживающиеся этой секты, доставляли им пищу, деревянное масло и восковые свечи. Прочим же людям отшельники не показывались.[9]

На Стародубье, легендарной родине Ивана Суслова, очень почитался так называемый «божий дом», в котором, как считали христовцы, некоторое время жили Данила Филиппович с Иваном Тимофеевичем и проповедовали своё учение. К этому тайному месту допускались лишь те, кто принадлежал к секте не менее 10 лет.[10]

Было во Владимирской губернии и место, особо почитавшееся последователями секты скопцов, выделившейся из христовщины в последней четверти XVIII в. В 1820 году основатель секты Кондратий Селиванов был заключён в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где он и умер 19 февраля 1832 года[11]. Селиванов был похоронен с восточной стороны Никольской церкви, стоявшей при монастырской тюрьме. Его могила представлявшая собой простую земляную насыпь, не была забыта скопцами. В ямки, проделанные в ней, почитатели Селиванова опускали бублики и сухари, после чего они считались освящёнными.[12] Примечательно, что могилка посещалась не одними лишь скопцами, но и православными, которые верили, что в ней похоронен «Божий угодник», а освящённые в ней сухари и бублики «помогают при болезнях»[13].

Секта субботников, которая в некоторых официальных документах того времени именовалась сектой жидовствующих (по аналогии с ересью XV века),[14] также имела последователей во Владимирской губернии. В 1910 году над ними был установлен полицейский надзор. А в 1912 г. Департамент духовных дел Министерства Внутренних Дел циркулярно препроводил владимирским губернатору и градоначальнику для сведения и руководства копию указа Правительствующего Сената от 16 октября 1912 г. за №12 343, по вопросу о недопустимости регистрации общин субботников.[15] Согласно указу, «секта иудействующих, признающая лишь Священное Писание Ветхого Завета»[16] не подходила под действие закона 17 октября 1906 года. Все допускаемые законом секты лишь при условии сохранения ими христианского учения приравнивались по правам к инославным, то есть христианским же исповеданиям.[17]

Много последователей в губернии имела секта молокан, распространившаяся на её территорию во II пол. XVIII в. из Тамбовской губернии. Молокане концентрировались в нескольких приходах Меленковского уезда[18]. «Уездное население состоит из христиан, крестьянского и заводского элемента, между ними встречаются раскольничьи секты: старообрядцы, безпоповцы и более других развита секта молокан, непризнающих постов, икон и ни каких правил и обрядов православной церкви», — писал в1875 году краевед Николай Добрынкин.[19]

Не избежала Владимирская губерния и «моды» на популярную в начале XX века секту иоаннитов.[20] В 1913 г. проводилось негласное расследование по поводу обнаружения в Коврове её последователей, которых обвиняли в том, что они отвергали брачную жизнь и после молений придавались свальному греху. Об этом мы узнаём из переписки Владимирского губернатора, начальника Владимирского Губернского Жарндармского управления и Ковровского уездного исправника. В результате расследования выяснились следующие факты. Ковровские иоанниты собирались в домах Грабкина и Трошина, где совершали моления. Во время совершения моления они сначала читали акафист Спасителю и Божьей Матери, а потом и Иоанну Кронштадскому: «Ты наш батюшка, ходил по земле с нами, ты наш род и семейство знаешь, спаси всё наше семейство и всех жителей г. Коврова». Фотографии о.Иоанна они держали на божницах, вместе с иконами, и верили, что в его образе Бог вновь явился на землю. Однако ничего предосудительного в их нравственной жизни обнаружено не было. Результатом расследования стало письмо губернатора архиепископу Владимирскому и Суздальскому, в котором он информировался о существовании секты иоаннитов в его епархии.[21]

Кроме перечисленных нами, во Владимирской губернии находили своих последователей и другие, менее известные русские секты, такие как Десное братство (Сионская весть)[22] и «голубочники».[23] Также были случаи возникновения на территории губернии «местных» сект. Таковою была секта Григория Босого, называвшего себя Христом, а город Иваново-Вознесенск Новым Иерусалимом, имевшая в начале XX в. некоторое число последователей.[24]

К сожалению, мы не имеем точных данных о  численности данных сект и их процентном соотношении с православным населением. В тоже время, мы можем говорить об их относительной массовости и разнообразии. Существование такого количества сект в отдельно взятой губернии говорит нам о том, что ставит под сомнение утверждения об ортодоксальном православии русского народа в имперский период истории. Вероятно, сама народная религиозность с её гибкостью и вариативностью создавала условия для вольного толкования православной догматики и обрядности, и в итоге, создания новых религиозных институций.


[1] Следует отметить тот факт, что в рассматриваемый нами период в губернии (как впрочем и по всей России) большое распространение получили западные протестантские секты: баптисты, адвентисты седьмого дня, евангельские христиане (штундисты). Переход значительного числа православных в эти секты говорит нам о том, что они соответствовали их духовным потребностям, отражали их нравственные и даже в какой-то степени социальные идеалы. Этот факт нельзя не учитывать, однако рассмотрение данных религиозных сообществ не входит в цели настоящей публикации.

[2] Христовщинская секта возникла в конце XVII в. в Среднем Поволжье и быстро распространилась по всей Центральной России. Основным догматом этих сектантов служила теория перевоплощения. По учению христовцев, Бог воплощался и может воплощаться неопределенное количество раз, смотря по на­добности и  нравственному достоинству людей. Т.о.Иисус Христос – это только один из христов, в котором пребывало божест­во, как пребывает и в последующих христах. Св. Писание, сектанты не считали для себя обязательным, хотя прямо и не отвергали; главным источником для них служило учение их христов и пророков. Нравственное учение сектантов состояло в отрицании брачной жизни и умерщвлении плоти. В основе этого учения лежит дуалистическое воззрение, что дух есть начало доброе, а тело начало злое. Пер­вый человек Адам, по их мнению, согрешил именно угождением плоти: он впал в грех супружества. Отсюда вытекает хлыстовская за­поведь: не жениться и жить с женой, как с сестрой. (См. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2004.)

[3] Секта скопцов выделилась из христовщины в последней четверти XVIIIв. При имп. Николае I   скопчество было признано самой вредной сектой. Таковой она признавалась вплоть до конца императорской России.  В своем учении и обрядности скопцы в основном сохра­нили сходство с христовцами за исключением учения об оскоплении. Первые люди, говорили скопцы, были созданы с  телами не имевшими поло­вых органов. Когда же они нарушили заповедь Божью, то на теле их образовались отличительные знаки мужчины и женщины и люди предались сладострастию. Так как половые органы на теле человеческом суть следствия греха, то их и должно уничтожить. Отсюда необходимость оскопления для достижения нравственного совершенства. (См. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2004.).

[4] Под этим названием в России во II пол. XIXв. были известны две секты. Первые выделились из молоканства, приняв некоторые ветхозаветные установления —  запрещения есть свинину и рыбу, не имею­щую чешуи и некоторые другие. В нашем случае имеется в виду другая секта субботников, которая также была известна под названием секты жидовствующих или иудействующих. «Есть суб­ботники, которые, подобно евреям, ждут пришествия Мессии. Мессия, по их учению, соберет евреев в Палестину…Они называют себя народом Божиим, иудеями, евреями, Израилем, пришельцами к Израилю, пришельцами к Закону Божию. Всего удивительнее то, что жидовствующие — это коренные природные русские, отказавшиеся от Христа, от христианства, от русской национальности. Закон еврейский дал Бог, и дал его на вечные времена, говорят русские субботники, а христианство дано Христом, Которо­го субботники не признают Сыном Божиим; не признают они и Троичность лиц в Божестве. Не признавая Христа, отвергают субботники и Церковь Его; не признают они и св. икон…Они все обрезаны (мужской пол).Ссылаясь на примеры Авраама, Иакова, Измаила, Давида и других, жи­довствующие допускают многоженство, и сразу иные из них имеют по две и по три жены. Субботники наблюдают все еврейские праздники и посты… Субботу они наблюдают с заката солнца в пятни­цу до заката солнца в субботу: они не занимаются ника­кими работами, дают покой и скоту своему.». (Булгаков С.В. Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероучения. Соборы Восточной , Русской и Западной церквей. М., 1994. С. 412 – 413.).

[5] Секта молокан является ответвлением сектантского движения так называемых духовных христиан, к которому также относится секта духоборов. «Появление в России сект духоборцев и молокан (духовных христиан) можно отнести приблизительно к рубежу ХVII-ХVIII вв. В основу молоканского и духоборческого учений положены идеи западного протестантизма, а социальной базой сект стало свободное крестьянство. Поскольку в их учениях некоторые идеи подрывали устои государства (непризнание божественного происхождения верховной власти и земных законов, отказ от насилия вплоть до отказа от защиты Отечества, идея избранности), они всегда были гонимы, и в царское время, и в советское. В начале XIX в. духоборцы и небольшая часть молокан компактно проживали в Таврии (Мелитопольский уезд), изолированно от русского народа. Большая же часть молокан продолжала жить в южнорусских и центральных губерниях среди православного населения…Поскольку в XVIII и XIX вв. слово «православные» воспринималось как синоним слова «русские», духоборцы и молокане, разорвавшие с Православной Церковью, осознавали себя не русскими, а особыми народами Божиими. Конфессиональные особенности этих сект наложили сильный отпечаток на их культуры, которая, несмотря на русскую основу, приобрела существенные отличия от культуры их этноса». (Иникова С.А. Секты духоборцев и молокан: из прошлого в будущее. //  Исторический вестник. Издание Исторической подкомиссии Юбилейной комиссии Русской Православной Церкви по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова. — Москва-Воронеж. 1999, N 1.).

[6] Здесь находился древнерусский город Стародуб (Стародуб Ряполовский), известный с начала XIII в. и разрушенный в 1609 году. Сейчас входит в состав Ковровского района Владимирской области.

[7] Панченко А.А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2004. С. 123-124.

[8] ГУВО «ГАВО».Ф.526.Оп.1.Д.28.Л.16.

[9] Там же.

[10] Панченко…С.191.

[11] Там же. С. 186.

[12] Там же.

[13] Там же. С. 191.

[14] Ересь жидовствующих распространилась в XV в. в Новгороде, откуда была занесена в Москву. Учение жидовствующих состояло в   отрицании догматов о Троице, Божест­ве Иисуса Христа и искуплении, в предпочтении Ветхого Завета Новому, в отрицании писаний отеческих, почитания св. мощей и икон, церковной обрядности и таинств, в от­вержении монашества как образа жизни,   против­ного природе. Последователи секты использовали также иудейский календарь. (См. Булгаков С.В. Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероучения. Соборы Восточной , Русской и Западной церквей. М., 1994. С. 334.; Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. С. 489 – 506.).

[15] ГУВО «ГАВО».Ф.14.Оп.2.Д.394.Л.169.

[16] Там же. Л.170.

[17] Там же.

[18] Добронравов В.Г. Из истории молоканства во владимирской епархии (На основании данных извлечённых из Владимирского Губернского Правления). // Труды Владимирской Учёной Архивной Комиссии. Книга I. Владимир, 1899. С. 31 – 32.

[19] Добрынкин Н. Жизнь, нравы и обычаи крестьян в Меленковском уезде (этнографический очерк). // Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. Выпуск I. Владимир, 1875. С. 103.

[20] Секта иоаннитов возникла на рубеже XIX – XX вв. в г. Кронштадт. Её последователи верили, что в о. Иоанне Кронштадтском воплотился Бог. «о. Иоанн при жизни своей многократно обличал их ложные притязания на бли­зость к нему, обличал их богохульные суеверия и прокли­нал их вожаков». (Булгаков С.В. Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероучения. Соборы Восточной , Русской и Западной церквей. М., 1994. С. 430 – 433).

[21] ГУВО «ГАВО». Ф.14. Оп.10.Д.479.

[22] Секта основана в 1846 году на Урале, в Барачинском заводе штабс-капитаном Николаем Сазонтовичем Ильиным. Его учение представляло из себя смешение мистицизма, христианства и иудаизма с крайними социалистическими идеями. В 1912 г. С.В. Булгаков писал, что последователи этой секты имелись и во Владимирской губернии. (См. Булгаков С.В. Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероучения. Соборы Восточной , Русской и Западной церквей. М., 1994. С. 334.; Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. С. 399 – 401).

[23] Мы не имеем никакой информации об этой секте, кроме того что её последователи имелись в 1909 г. в Иваново-Вознесенске. (ГУВО «ГАВО».Ф.14.Оп.6.Д.1167.Л.16).

[24] ГУВО «ГАВО».Ф.40.Оп.1.Д.22036.

Прибылов Ю.А., аспирант кафедры Истории и археологии ВлГУ

Опубликовано: Материалы Межрегиональной краеведческой конференции (24 апреля 2009). Владимир, 2010. С. 273 — 280

Фотографии