"Ничто так не питает любовь к Родине, ничто так не поднимает подавленный национальный дух, как внимательное изучение исторических судеб родной страны"

С.А.Харизоменов, исследователь Ополья.

Культовые места русских сектантов на территории Владимирской губернии.

В современных работах посвящённых традиционной культуре и фольклору русского сектантства, мы не встречаем глубокого и целенаправленного анализа представлений и ритуальных действий, связанных с культовым почитанием тех или иных мест. Между тем, данный аспект представляется нам весьма важным для изучения мировосприятия русских сектантов.

Почитание культовых мест, естественно, было присуще членам мистических сект. Сами культы могли иметь как всероссийское, так и локальное значение.

На территории Владимирской губернии находились культовые места одного из толков христовщины, которые издавна пользовались почитанием. В XVIII – начале XX вв. к ним осуществляли паломничество христовцы из других губерний. Первое место – гора Городина, недалеко от с. Чулково Муромского уезда (Сейчас входит в состав Павловского района Нижегородской области). По одной из христовщинских легенд в 1645г. на гору Городину сошёл сам Господь Саваоф и остался на земле в образе человеческом, воплотившись в богатом купце Даниле Филипповиче.* Он начал собирать своих учеников, и через некоторое время к нему присоединился уроженец Стародубской стороны (округа с. Клязьменский Городок в нижнем течении Клязьмы)**, села Максакова Муромского уезда, Иван Тимофеевич Суслов, в котором по преданию воплотился Иисус Христос*** [7;123-124].

В 1905 году священник села Чулково Александр Лебедев так описал почитание христовцами горы Городиной: «Каждогодно весной, главным образом около нашего праздника Святой Троицы, они съезжаются с разных мест нашего отечества на эту гору для молитвы и поклонения месту явления и жизни основателя своей секты. Они обходят её со всех четырёх сторон и на каждой стороне подолгу и усердно молятся, приурочивая всё это главным образом к ночному времени. При этом они разбрасывают по горе деньги, принося как бы некоторую жертву своего усердия Богу Саваофу и его лжехристу» [3;16]. По словам о. А.Лебедева в его время у подножия горы ещё сохранялась небольшая часовня, по преданию построенная христовцами. Кроме этого, старожилы говорили, что в пещерах, вырытых в этой горе, в старину жили отшельники, вероятно, принадлежавшие к христовщине. Некоторые местные крестьяне, также придерживающиеся этой секты, доставляли им пищу, деревянное масло и восковые свечи. Прочим же людям отшельники не показывались [3;16].

Важно отметить, что гора Городина, также имела сакральное значение для местных православных крестьян. На её вершине, в летние праздничные дни, в период с Пасхи до Петрова дня, в большом количестве собирались парни и девушки из окрестных селений: пели песни и водили хороводы. Краевед Н. Добрынкин оставил ценную информацию об этих гуляниях: «Эти сборища до сих пор (имеется ввиду 1895 год – прим. авт.) носят название игрищ и, нужно заметить, игрища существуют доныне только в Стародубье, Муромского уезда, в остальной же его части такого названия мест для народных гуляний нет, — они совершаются в самой деревне или за околицей (за деревней)» [5;3]. В древнерусских источниках, слово «игрища», использовалось применительно к языческим празднествам: «не подобает крестьяном игры бесовские играти, еже есть: плясание, гудение, песни мирские и жертвы идольские» — говорится в «Слове христолюбца» (XIV век) [1;322]. При этом слово «игрища» тесно связано с символикой брака и свадебной обрядностью. Вспомним известный отрывок из Повести временных лет: «И радимичи, и вятичи, и северяне имели одинаковый обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое, срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало, а были игрища между селами. И сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по договоренности с ними» [8;44]. По рукописи Новгородской Софийской библиотеки (конец XIV века) – «не подобает хрестьяном в пирех и на свадьбах бесовских игр играти, аще ли то не брак наричется, но идолослужение иже есть: плясьба, гудба, песни бесовские, сопели, бубьни и вся жертва идольская» [1;322]. В этой связи особое значение приобретает участие в игрищах на Городине именно парней и девушек. Вполне вероятно, что гора являлась культовым местом ещё с дохристианских времён и, была связана с культом плодородия.

Последователи  христовщины, как известно, отвергали брак, поскольку  считали греховными половые отношения и настаивали на соблюдении абсолютной целомудренности. По видимому, гора Городина вошла в сектантский фольклор, в силу того, что место это пользовалось почитанием. К тому же, гора является очень ярким ландшафтным объектом и доминирует над окружающей местностью.

На Стародубье, легендарной родине Ивана Суслова, очень почитался так называемый «божий дом», в котором, как считали христовцы, некоторое время жили Данила Филиппович с Иваном Тимофеевичем и проповедовали своё учение. К этому тайному месту допускались лишь те, кто принадлежал к секте не менее 10 лет*** [7;191].

Было во Владимирской губернии и место, особо почитавшееся последователями секты скопцов, выделившейся из христовщины в последней четверти XVIII в. В 1820 году основатель секты Кондратий Селиванов был заключён в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где он и умер 19 февраля 1832 года [2]. Селиванов был похоронен с восточной стороны Никольской церкви, стоявшей при монастырской тюрьме. Его могила представлявшая собой простую земляную насыпь, не была забыта скопцами. В ямки, проделанные в ней, почитатели Селиванова опускали бублики и сухари, после чего они считались освящёнными [7;191]. Примечательно, что могилка посещалась не одними лишь скопцами, но и православными, которые верили, что в ней похоронен «Божий угодник», а освящённые в ней сухари и бублики «помогают при болезнях» [7;191]. Это объясняется широким распространением в традиционной русской культуре, почитания так называемых «святых могилок».

Чтобы избежать подобного почитания могилы, глава и основатель секты кавказских прыгунов казак Максим Рудометкин, умерший в монастырской тюрьме 13 мая 1877 года, был похоронен особым образом. Его тело было погребено тайно, рано утром, за стенами монастыря. Могила была засыпана в уровень с поверхностью земли, без обычного возвышения и затем заложена дёрном – т.о. тщательно устранялись все признаки, по которым можно было узнать о месте погребения [9;3].

Некоторое время в религиозной тюрьме Спасо-Евфимиева монастыря содержались также Николай Сазонтович Ильин, основатель и лидер секты Десное братсво (Сионская весть, секта еговистов – ильинцев) и основатель секты трезвенников Иван Чуриков, объявивший себя вновь пришедшим на землю Христом. Данное обстоятельство привлекало сюда их последователей, в течение времени их заключения, однако мы не можем говорить о формировании каких либо стойких культов.

Известен случай,  когда местом культового почитания стал целый город на территории Владимирской губернии. Так последователи секты «Новое православие», возникшей на территории губернии, придавали сакральное значение городу Иваново – Вознесенску, который они называли Новым Иерусалимом. В городе долгое время проживал основатель и лидер секты Григорий Босой, утверждавший, что он новое воплощение Христа – Господь Спаситель Мира. По представлениям сектантов, он явил себя миру именно в Иваново – Вознесенске, там же после долгого поста он умер и воскрес. Называя Иваново – Вознесенск Новым Иерусалимом, Босой призывал своих последователей съезжаться в город [4].

Как мы можем видеть, почитание культовых мест, было важным элементом традиционной культуры целого ряда русских мистических сект. Очевидна связь сектантского фольклора с «народным христианством» русских крестьян. Дальнейшее изучение этого явления будет способствовать прояснению  картины мира, присущей членам той или иной секты и выявлению её места и роли в системе традиционной русской религиозности.

  1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994.
  2. ГУВО «ГАВО» Ф.526.Оп.6.Д.41
  3. ГУВО «ГАВО» Ф.526.Оп.1.Д.28
  4. ГУВО «ГАВО».Ф.40.Оп.1.Д.22011.
  5. Добрынкин Н. Гора Городина. // Владимирские губернские ведомости. 1895 №44 С. 3.
  6. Мельников П.И. (Андрей Печерский) Собрание сочинений в восьми томах. Т. 8.
  7. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2004.
  8. Повесть временных лет. Арзамас, 1994.
  9. Пругавин А.С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством: К вопросу о веротерпимости. М., 1905.

* П.И. Мельников, называет его крестьянином Юрьевского уезда области (См. Мельников П.И. (Андрей Печерский) Собрание сочинений в восьми томах. Т. 8. С. 88).

** Здесь находился древнерусский город Стародуб (Стародуб Ряполовский), известный с начала XIII в. и разрушенный в 1609 году. Сейчас располагается на территории Ковровского района Владимирской области. Стародубская волость была довольно обширна и  с. Чулково, также входило в её состав.

*** Согласно Дмитрию Ростовскому, Иван Суслов, распространяя учение христовщины, водил с собою «девицу красноличну», называя её своей матерью, Богородицей.  По его свидетельству, она была «родом русская из Нижегородского уезда села Ландюха посадского человека дочь».  С подобным названием в этой местности были известны два села – Верхний Ландих и Нижний Ландих, позже вошедшие в состав Гороховецкого уезда Владимирской области (См. Мельников П.И. (Андрей Печерский) Собрание сочинений в восьми томах. Т. 8. С. 91).

*** Следует оговориться, что точно локализовать местоположение этого места не представляется возможным, поскольку другие христовщинские придания помещают его в деревню Старую, близ Костромы. (См. Мельников П.И. (Андрей Печерский) Собрание сочинений в восьми томах. Т. 8. С.89.).

Прибылов Ю.А.аспирант ВлГУ

Опубликовано: II Форум городов России. Материалы научно-практических конференций. Владимир, 2010. С. 105 – 110.

Фотографии