"Ничто так не питает любовь к Родине, ничто так не поднимает подавленный национальный дух, как внимательное изучение исторических судеб родной страны"

С.А.Харизоменов, исследователь Ополья.

По страницам истории древних храмов Ополья. Дмитриевская церковь в селе Скомово

ПубликацииСтатьи

По страницам истории древних храмов Ополья

История храма в селе Скомово Гаврилово-Посадского района Ивановской области насчитывает не менее пяти веков. Об этом свидетельствует упоминание в духовной грамоте удельного князя Юрия Васильевича в 1472 году сельца Скомовского. В документах о межевании спорных земель Юрьевского и Суздальского уездов от 1652 года упоминается настоятель Дмитриевской церкви села Скомово. Среди сохранившихся архивных материалов на сегодняшний день эти сведения являются наиболее ранними. До 1822 года в селе существовала деревянная церковь Дмитрия Солунского. Именно в этом году усилиями прихожан сел Скомово и Ратково был возведен новый трехпрестольный каменный храм с двумя зимними приделами Казанской иконы Божией Матери и Иоанна Предтечи. Этот храм сохранился до наших дней. Вероятно, придел Иоанна Предтечи был возведен взамен одноименного древнего деревянного собора, находившегося в бывшем селе Ратково

Не удивительно, что на протяжении веков история села так или иначе была неразрывно связана с историей Дмитриевской церкви. Исторический эпизод, о котором далее пойдет речь отражает период массовых закрытий и уничтожения храмов на территории юрьевского Ополья, проводимых в начале 30-х годов (из воспоминаний уроженца села Скомово Леонида Николаевича Карцева).

Летним днем 1931-го года Леня играл во дворе своего дома. Дом располагался прямо напротив церкви через дорогу. Родители в это время трудились в колхозе. Вдруг послышался тихий звон. Леня узнал его. Каждый год на Пасху детям разрешалось подниматься на колокольню и звонить в колокола. Леня выбежал на улицу, посмотреть, что случилось. Какие-то пришлые мастеровые мужики суетились в колокольне. Леня побежал через огород к соседке М.Якимовой. Женщина она была набожная. Уже спустя несколько минут у колокольни раздавались крики женщин, пытавшихся войти в запертую колокольню. Мастеровые ставили деревянные жерди и готовили цепи для снятия главного колокола. Он был огромных размеров, и подготовка заняла много времени. Ворвавшись внутрь, женщины в ответ на угрозы встали под колокол и требовали скинуть его прямо на них. К тому времени у колокольни собралось уже много народу. С колхоза подошли мужики. Толпа женщин кипела, раздавались выкрики угрозы в адрес разрушителей. Мужики стояли сзади и молча покуривали. Когда мастеровые стали спускаться вниз, одна из женщин, схватив деревянную жердь, начала бить их, одному переломав ребра, за что впоследствии была осуждена. В результате мастеровые, прекратив работы, уехали. Оставленные ими цепи и принадлежности женщины отнесли к сельскому пруду и утопили. Но позднее, испугавшись, вытащили. Эти события отсрочили начатое дело всего на один год.

Методы закрытия храмов зачастую были весьма изощренными. Разрушительные рейды, как правило, проводились во время проведения полевых работ, когда в селах оставались только дети и старики. Нынешний настоятель храма села Скомово, игумен Дионисий, рассказывает, что в храмы приезжали люди с фотоаппаратами, вбивали в стены гвозди, между которыми натягивали нити и фотографировали. Стены на фотографиях выглядели испещренными трещинами. На основании этого храм закрывался как аварийно-опасное сооружение.

В настоящее время храм Казанской иконы Божьей Матери (Дмитрия Солунского) в селе Скомово — один из немногих сохранившихся храмов бывшей Турабьевской волости Юрьев-Польского уезда. Уже не осталось и следа от древних храмов в ближайших окрестностях: церквей Ильи Пророка, Рождества Христова и Покрова Пресвятой Богородицы в бывшем селе Турабьево, собора Иоанна Предтечи в бывшем селе Ратково и дубовых церквей Георгиевского монастыря ныне также не существующего села Егорье.

Своей нынешней относительно приличной физической сохранностью храм в селе Скомово отчасти обязан ткацкой артели “Красный Скомовец”. Храм был выкуплен артелью в 1939-м году, и там были размещены ткацкие мастерские. Между 1946-м и 1952-м годами здание храма было переоборудовано под ткацкое производство, размещенное на трех этажах.

Не смотря на все катаклизмы последних восьми десятилетий, перенесенный пожар в 30-е годы, многочисленные перепланировки, полное разорение и даже утрату кровли, сегодня храм восстанавливается. И в этом деле каждый может найти место для себя. Дополнительную информацию можно получить на сайте краеведческого общества http://nasheopolie.ru.

Фотографии