Краеведческое общество: Георгиевский Собор - Краеведческое общество

Перейти к содержимому

  • (12 Страниц)
  • +
  • « Первая
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • Последняя »

Георгиевский Собор Быть в курсе, что происходит

#101 Пользователь офлайн   Гость33 

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8
  • Регистрация: 10 апреля 13

Отправлено 15 апреля 2013 - 14:28

Просмотр сообщенияСергей Евдокимов (18 Март 2013 - 13:20) писал:

Сбор подписей под обращением о сохранении Георгиевского собора 1234 г. как объекта культурного наследия завершился.
В Юрьеве собрано около 3,5 тысяч подписей.
Жители Коврова, Москвы и Владимира поставили около 1000 подписей.
Сейчас идет процесс копирования для рассылки адресатам.

Огромное СПАСИБО всем принявшим участие!

Удалось ли вручить обращение врио губернатора Орловой?Ато в статье, в районке,по этому поводу- ни слова.
0

#102 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 031
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 19 апреля 2013 - 12:57

Алмазы Владимирщины

18 апреля шестьдесят пять стран мира, в том числе и Россия, отмечают Международный день охраны памятников и исторических мест. Этот праздник отмечается и во Владимирской области. Без культурного наследия немыслима современная жизнь Владимирской области и ее развитие. Наследие во многом формирует особый менталитет наших земляков, создает мировой имидж. Общепризнанный древнейший историко-культурный центр России стремятся посетить тысячи туристов со всего мира. И нам есть чем гордиться и что показать.
На сегодняшний день во Владимирской области насчитывается 3724 объекта культурного наследия. Из общего количества памятников 338 являются памятниками истории и культуры федерального значения, 2125 - регионального, 201 - муниципального, 1060 объектов включены в списки выявленных объектов культурного наследия.
Наибольшая доля объектов культурного наследия приходится на частную собственность - 61%. В региональной собственности состоят 18% памятников истории и культуры, муниципальной - 14%, федеральной - 7%.
Владимир и Суздаль - одни из немногих городов России, где сохранились уникальные памятники белокаменного зодчества XII века, включенные в Списки Всемирного наследия ЮНЕСКО и являющиеся бесценным достоянием всего человечества. Это: Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Лестничный переход палат Андрея Боголюбского в поселке. Боголюбово, церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше, Рождественский собор, ансамбли XVI века: архиерейские палаты Кремля, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри в Суздале.
Сохранение особо ценных объектов культурного наследия признано прерогативой государства. Эта работа требует ответственного подхода и немалых финансовых затрат. Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия проводит комплекс мероприятий, направленных на государственную охрану и сохранение уникальных памятников архитектуры.
В феврале 2013 года завершилась объемная работа по согласованию и утверждению Министерством культуры Российской Федерации проекта зон охраны церкви Покрова на Нерли, градостроительных регламентов и режимов использования земель в границах этих зон - этот документ позволит сохранить храм в его естественной историко-архитектурной и ландшафтной среде, защитить от несанкционированной застройки прилегающие территории.
В 2013 году планируется разработка зон охраны Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире. Органы государственной власти и местного самоуправления проводят работу по включению еще одного уникального памятника великого искусства владимиро-суздальских камнерезов - Георгиевского собора 1234 года постройки в Юрьев-Польском в список особо ценных объектов культурного наследия, а также в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, полномочия по государственной охране которых исполняет Минкультуры России. Кроме того, готовится ряд заявок на включение памятников архитектуры в федеральную целевую программу «Культура России» на 2014 год по направлению «Сохранение объектов культурного наследия».
На территории области расположены 27 монастырских ансамблей, 25 из которых действующие. Здания 5 монастырей являются объектами музейного показа: Успенский монастырь в Александрове, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри в Суздале, Боголюбовский монастырь в Боголюбове, Михайло-Архангельский монастырь в Юрьев-Польском.
Кроме этого сохранились более пятидесяти усадебных комплексов, в том числе 35 - дворянских, которые объявлены объектами культурного наследия федерального и регионального значения. Усадебные ансамбли расположены практически во всех районах области и неразрывно связаны с самыми знаменитыми дворянскими родами России: Голицыными, Воронцовыми, Безобразовыми, Толь, Уваровыми, Апраксиными, Оболенскими и многими другими.
Во Владимирской области немало исторических городов, которые особенно насыщены памятниками истории и культуры, имеют выразительную застройку и гармоничную связь с природным ландшафтом. Это города Владимир (основан в 990 г.), Александров (XIII в.), Вязники (XII в.), Гороховец (1239 г.), Гусь-Хрустальный (1736 г.), Ковров (XV в.), Киржач (XIV в.), Меленки (XVII в.), Муром (962 г.), Покров (XV в.), Судогда (XVII в.), Суздаль (1024 г.), Юрьев-Польский (1152 г.), поселки Боголюбово, Ставрово, Мстера.
Приказами Министерства культуры РФ № 418, Министерства регионального развития РФ № 339 от 29.07.2010 утвержден Перечень исторических поселений, в который включено 41 историческое поселение Российской Федерации. В Перечень попали далеко не все исторические города Владимирской области - всего 3 (Владимир, Суздаль, Гороховец).
В целях сохранения уникальной историко-градостроительной среды исторических городов Владимирской области Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия совместно с муниципальными образованиями проводит работу по выделению исторических центров городов как объектов градостроительной деятельности особого регулирования (достопримечательные места). Научно-экспертный совет по охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Владимирской области при Государственной инспекции в течение 2011-2012 годов рассматривал вопросы о включении достопримечательных мест в список выявленных объектов культурного наследия Владимирской области (города Муром, Александров, Киржач, Ковров, Покров, Юрьев-Польский, поселок Мстера). Органы местного самоуправления готовят предложения по границам территорий достопримечательных мест.
Чем быстрее будет найдено взаимопонимание между органами государственной власти и местного самоуправления по поводу необходимости сохранения не только отдельно взятых объектов культурного наследия, а целостной историко-градостроительной городской среды, которая непосредственно способствует восприятию памятников, тем эффективнее сложится работа по сохранению исторических городов.
Культурное наследие Владимирской земли велико и имеет для нас такое же значение, как для других регионов природные ресурсы, месторождения нефти и алмазов. Памятники истории и культуры являются важным активом современных городов и поселений, который может приносить прибыль и существенно влиять на их экономическое развитие. Наследие включено во многие социальные процессы и является источником духовного обогащения. Было бы непростительной ошибкой не использовать этот ресурс как фактор устойчивого развития региона.
Утрата наследия неизбежно ведет к тому, что общество теряет опору и корни, без которых невозможно развитие. Как отмечал известный защитник архитектурно-исторической среды России академик Д.Лихачев, «мы никак не можем осознать простой вещи, что сохранение и использование культурного наследия - задача не менее важная, чем сохранение окружающей природной среды. Памятники нужны человеку для определения своего места в мире, для его нравственной самодисциплины и устойчивости. За этим - историческая «связь времен», укорененность человека в родной земле, в конечном счете, любовь к Родине».
А любовь к Родине прививается с детства.

Подготовлено при содействии Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области

http://www.vedom.ru/weekly/view/32229/
2

#103 Пользователь офлайн   КАЗНАЧЕЕВАОЛЬГА1231 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 456
  • Регистрация: 10 июля 11
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 20 апреля 2013 - 01:35

Просмотр сообщенияГость33 (15 Апрель 2013 - 13:28) писал:

Удалось ли вручить обращение врио губернатора Орловой?Ато в статье, в районке,по этому поводу- ни слова.


Да, письмо и подписи в количестве около 5 тысяч (копии) врио губернатора вручили. Подлинники отправятся В.В.Путину.
Большой вклад в сбор подписей внесли наши неравнодушные, активные, молодые душой ветераны. Спасибо им огромное. Приняли участие в сборе подписей студенты, сотрудники центральной аптеки и др. жители города и села.
ОЛЬГА1231
2

#104 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 031
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 22 апреля 2013 - 08:54

Цитата

Светлана Орлова сообщила несколько значимых для муниципалитетов новостей: это выделение в текущем году муниципалитетам более 1,9 млрд. рублей на ремонт дорог, возрождение производственной деятельности Гусевского хрустального завода и присвоение Георгиевскому собору в Юрьев-Польском статуса памятника федерального значения.

http://zavladimir.ru/?p=7069
1

#105 Пользователь офлайн   эленКНИПЗ 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 192
  • Регистрация: 25 июня 12
  • Городг.Ковров

Отправлено 22 апреля 2013 - 10:05

Просмотр сообщенияСергей Евдокимов (22 Апрель 2013 - 08:54) писал:



Сергей, добрый день.ПОРАДОВАЛИ!
0

#106 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 031
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 22 апреля 2013 - 13:00

Просмотр сообщенияэленКНИПЗ (22 Апрель 2013 - 09:05) писал:

Сергей, добрый день.ПОРАДОВАЛИ!


Добрый день, Елена!
К сожалению, пока, другой информации нет. Остается только доверять сайту, разместившему это сообщение.
0

#107 Пользователь офлайн   Гость33 

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8
  • Регистрация: 10 апреля 13

Отправлено 23 апреля 2013 - 10:11

Просмотр сообщенияСергей Евдокимов (22 Апрель 2013 - 07:54) писал:


Непонятно.Обьясните,кто в курсе...И Ольга 1231 от 15.12.12 и Сергей Евдокимов в статье от 12.02.13 писали,что Георгиевский собор памятник федерального значения (наверное уже несколько лет???),а здесь пишут, что только собираются присвоить ему это звание(!!!)...И что конкретно,в материальном плане дает это громкое звание Георгиевскому собору для его сохранности???????????????????
0

#108 Пользователь офлайн   КАЗНАЧЕЕВАОЛЬГА1231 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 456
  • Регистрация: 10 июля 11
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 23 апреля 2013 - 17:02

Сколько собрали подписей, и что их передали - информация точная. Документы своими глазами видела....
Собор принадлежит государству, но передан в безвозмездное пользование (В соответствии c пунктом 1 статьи 689 Гражданского кодекса по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, c учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором) музею. Путаница из-за того, что город лишили статуса исторического поселения.
ОЛЬГА1231
0

#109 Пользователь офлайн   КАЗНАЧЕЕВАОЛЬГА1231 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 456
  • Регистрация: 10 июля 11
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 23 апреля 2013 - 17:03

Накупольные кресты
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: "Храм без креста немыслим, как ... тело без души, как корабль без мачты". Действительно, церковь без крестов наверху - все равно что обыкновенное здание, недаром в России во времена гонений на Церковь богоборцы так спешили сбить накупольные кресты. Церковный крест означает победу Спасителя над силами зла, которая совершилась благодаря Его крестному подвигу. Когда новый православный храм только построен, в первую очередь - до освящения церковного здания - на его вершину ставят крест. Он призван своей силой ограждать, избавлять и сохранять от всякого зла и бед как храм, так и всех входящих в него, а также кланяющихся кресту. При поставлении накупольного креста (одного или нескольких - в зависимости от количества глав) совершается особый молебен, во время которого священник освящает крест. Накупольные кресты, как правило, имеют восьмиконечную форму, но в России распространены и четырехконечные. Удивительно многообразие русских накупольных крестов: их могут украшать виноградная лоза, лучи солнца, трилистник, звезды, корона, хоругвь, голубь, фигура ангела - всего более тридцати способов оформления креста, каждый со своим символическим смыслом.

http://pravoslavnayrussia.ru/index.php
ОЛЬГА1231
0

#110 Пользователь офлайн   КАЗНАЧЕЕВАОЛЬГА1231 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 456
  • Регистрация: 10 июля 11
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 23 апреля 2013 - 17:13

СИМВОЛИКА И ТАИНСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ КРЕСТОВ

Крест восьмиконечный

Восьмиконечный крест — самый распространенный в России. Над средней перекладиной этого креста, которая длиннее других, находится прямая короткая перекладина, а под средней перекладиной — короткая косая перекладина, верхний конец обращен на север, нижний, — на юг.


Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках, а нижняя — подножие, на которое опирались ноги Спасителя, изображенное в обратной перспективе.


Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова. Верхняя перекладина — табличка с надписью “ИисусИзображение
Назорей Царь Иудейский”, прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя. Нижняя перекладина — подставка для ног, призванная служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается самое мучение. Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь будущего века, Царство Небесное, почему один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, по слову Его: “Я есмь путь и истина и жизнь” (Ин. 14, 6). Косая перекладина, к которой прибиты были ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех людей без исключения под властью греха. В мире начался новый процесс духовного возрождения людей во Христе и их изведения из области тьмы в область света небесного. Вот это движение спасения людей, возведения их от земли к небу, соответствующее ногам Христа как органу движения человека, совершающего путь свой, и обозначает собою косая перекладина восьмиконечного Креста. Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого. Это великая и страшная святыня. Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны. Второй вид представляет взору образ страдания Христа нашего ради спасения; здесь видно страдающее в пытке человеческое тело Спасителя. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: “Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе” (Ин. 12, 32). Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его. Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть невластна и которая, страдая, и не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей. Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную, что особенно хорошо представлено на старинных бронзовых Распятиях, где над главою Спасителя, в верхнем конце Креста, изображается Святая Троица, или Бог Отец и Бог Дух Святый в виде голубя, в верхней короткой перекладине — приникшие ко Христу ангельские чины; у правой длани Христа изображается солнце, а у левой — луна, на косой перекладине у ног Спасителя изображен вид города как образ человеческого общества, тех градов и весей, по которым ходил Христос, проповедуя Евангелие; под подножием Креста изображена покоящаяся голова (череп) Адама, грехи которого Христос омыл Своею Кровью, а еще ниже, под черепом, изображено то древо познания добра и зла, которое принесло смерть Адаму и в нем всем его потомкам и которому противопоставлено теперь древо Креста, оживотворяющее собой и дающее вечную жизнь людям. Пришедший во плоти в мир ради крестного подвига Сын Божий таинственно объемлет Собою и проникает Собою все области бытия Божественного, небесного и земного, исполняет Собою все творение, всю вселенную. Такое Распятие со всеми его изображениями открывает символический смысл и значение всех концов и перекладин Креста, помогает уяснить те многочисленные толкования Распятия, которые содержатся у святых отцов и учителей Церкви, делает понятным духовное значение тех видов Креста и Распятия, на которых нет столь подробных изображений. В частности, становится понятным, что верхний конец Креста знаменует собою область бытия Божия, где пребывает Бог в Троическом единстве. Отделенность Бога от твари изображает верхняя короткая перекладина. Она в свою очередь знаменует собою область небесного бытия (мир ангелов). Средняя длинная перекладина вмещает понятие о всем вообще творении, поскольку здесь помещены в концах солнце и луна (солнце — как образ славы Божества, луна — как образ видимого мира, приемлющего свою жизнь и свет от Бога). Здесь распростерты руки Сына Божия, чрез Которого все “начало быть” (Ин. 1, 3). Руки воплощают в себе понятие созидания, творчества видимых форм. Косая перекладина есть прекрасный образ человечества, призванного подниматься, совершать свой путь к Богу. Нижний конец Креста знаменует собою проклятую ранее за грех Адама землю (см.: Быт. 3,17), но теперь вновь соединенную с Богом подвигом Христовым, прощенную и очищенную Кровью Сына Божия. Отсюда вертикальная полоса Креста означает единство, воссоединение в Боге всего сущего, которое осуществилось подвигом Сына Божия. При этом добровольно преданное за спасение мира Тело Христово исполняет Собою все — от земного до превыспреннего. Это заключает в себе непостижимую тайну Распятия, тайну Креста. То, что • дано нам видеть и разуметь в Кресте, лишь приближает нас к этой тайне, но не открывает ее. Крест имеет многочисленные значения и с других духовных точек зрения. Например, в Домостроительстве о спасении человеческого рода Крест означает своей вертикальной прямой линией справедливость и непреложность Божественных заповедей, прямоту Божией правды и истины, не допускающей никаких нарушений. Эта прямота пересекается главной поперечной перекладиной, означающей любовь и милость Божию к падшим и падающим грешникам, ради которой и был принесен в жертву Сам Господь, взявший на Себя грехи всех людей. В личной духовной жизни человека вертикальная линия Креста означает искреннее стремление души человеческой от земли к Богу. Но это стремление пересекается любовью к людям, к ближним, которая как бы не дает человеку возможности вполне осуществить свое.вертикальное стремление к Богу. На определенных ступенях духовной жизни это сущая мука и крест для души человеческой, хорошо знакомые каждому, кто старается идти путем духовного подвига. Это тоже тайна, ибо человек должен постоянно сочетать любовь к Богу с любовью к ближним, хотя это далеко не всегда получается у него. Многие прекрасные толкования разных духовных значений Креста Господня содержатся в творениях святых отцов.

Крест седмиконечный

Седмиконечный крест имеет одну верхнюю перекладину и косое подножие. Подножие, как часть искупительного креста, имеет весьма глубокий мистический и догматический смысл. До пришествия Христа ветхозаветные священники приносили жертву на золотом подножии, приделанном к престолу. Престол, как и сейчас у христиан, освящался через Миропомазание: “и помажь им, — сказал Господь, — ...жертвенник всесожжения и все принадлежности его... и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится”. (Исх. 30, 26. 28-
29).

Изображение

Значит, подножие крестное — это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя мира, добровольно заплатившего Своей смертью за чужие грехи. “На кресте Он исполнил должность Священника, принесшего Себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого”, — читаем в “Православном исповедании Восточных Патриархов”. Подножие Святого Креста открывает одну из таинственных его сторон. Устами пророка Исайи Господь говорит: “Прославлю подножие ног Моих” (Ис. 60, 13). И Давид говорит в псалме 99: “Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его; свято оно!”
Значит, подножию Святого Креста должны поклоняться мы, свято чтить его как “подножие жертвы новозаветной” (см.: Исх. 30, 28). Седмиконечный крест часто можно видеть на иконах северного письма. В Историческом музее такой крест изображен на образе Параскевы пятницы с житием, на образе святого Димитрия Солунского, что в Русском музее, а также на иконе “Распятие”, датируемой 1500 годом и принадлежащей перу иконописца Дионисия. Седмиконечные кресты воздвигали на куполах русских храмов. Такой крест возвышается над входом Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.

Крест шестиконечный

Шестиконечной формы крест с наклонной нижней перекладиной — один из древних русских крестов. Например, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Евросинией, княжной Полоцкой, был шестиконечным. Почему нижняя перекладина этого креста наклонена? Смысл этого изображения символичен и весьма глубок. Крест в жизни каждого человека служит мерилом, как бы весами его внутреннего
Изображение состояния, души и совести. Так было и в тот час, когда распинали Господа на Кресте посреди двух разбойников. В литургическом тексте 9-го часа службы Кресту Господню читаем; разбойнику, мерило праведное обретется Крест твой: “овому убо “Посреде двою низводиму во же легчашуся от прегрешений, к познанию ад тяготою хуления, другому богословия”. Одному хуления”, произнесенного им разбойнику низводимому во ад “тяготою на Христа, он стал как страшной бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: “днесь со Мною будеши в раю” (Лк. 23, 43), крест возносит в Царство Небесное.


Крест четвероконечный “каплевидный”

Изображение Крест каплевидный — издавна одна из любимых и распространенных у христиан форм креста. Кровью Своей окропил Спаситель крестное древо, навеки придав кресту Его силу. Капли крови искупившего нас Господа символизируют круглые капли в полудужьях четырех концов каплевидного креста.

Существовали наперстные кресты этой формы и кресты нагрудные. Часто употреблялся каплевидный крест для украшения богослужебных книг. В Российской государственной библиотеке хранится греческое Евангелие
XI века, титул которого украшен тонко исполненным каплевидным крестом.

Крест “Трилистник”

Изображение

<li>Крест, концы которого состоят как бы из трех полукруглых листочков, иногда с шишечкой на каждом из них, называется “трилистником”. <li>Эта форма чаще других употребляется для изготовления напрестольных крестов. Кроме того, трилистные кресты встречаются в русских гербах. Из “Российского гербовника” известно, что русский трилистный крест, стоящий на опрокинутом полумесяце, изображался на гербе Тифлисской губернии. Золотые кресты “трилистники” входили в гербы и некоторых других городов: Троицка Пензенской губернии, Чернигова, города Спасска Тамбовской губернии.

СИМВОЛИКА И РАЗНОВИДНОСТИ ДРЕВНИХ КРЕСТОВ

Крест Т-образный, “Антониевский”

Этот трехконечный крест дошел к нам с древних времен. На таком кресте распинали, совершали казни в ветхозаветные времена, и уже во времена Моисея такой крест назьшали “египетским”.Такой крест служил орудием казни в Римской империи. Крест состоял из двух брусьев в форме греческой буквы “Т” (тау). В “Послании Варнавы” приводится выдержка из книги пророка Иезекииля, где прообразован Т-образный крест, как символ праведности: “И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак”. Здесь словом “знак” переведено название буквы древнееврейского алфавита “тав” (то есть буквальный перевод был бы: “сделай тав”), соответствующей греческой и латинской букве Т.


Изображение

Автор “Послания Варнавы”, ссылаясь на книгу Бытия (см.: Быт. 14, 14), где сказано, что число мужей дома Авраамова, обрезанных в знак Завета с Богом, было 318, раскрывает преобразовательный смысл этого события. 318=300+10+8, при этом 8 обозначалась в греческой нумерации буквой “пи”, 10 — буквой
“I”, с которых начинается имя Иисуса; 300 обозначалось буквой “Т”, что, по его мнению указывает на искупительное значение Т-образного креста Также и Тертуллиан пишет: “Греческая буква тау. а наша латинская Т есть образ креста”. По преданию, именно такой крест носил на своих одеждах преподобный Антоний Великий, почему он и называется “антониевским”. Святой Зенон, епископ города Вероны, поставил на крыше возведенной им в 362 году базилики крест в форме Т.

Крест “Андреевский”

Изображение
Образ этого креста встречается уже в Ветхом Завете. Пророк Моисей, по вдохновению и действию Божиему, взял медь и сделал образ креста и сказал народу: “Если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь чрез него” (см.: Чис. 21, 8; Ин. 8). Крест в форме греческой буквы X (скрывающий еще и имя Христа) называется “Андреевским” потому, что именно на таком кресте был распят апостол Андрей Первозванный. В 1694 году император Петр Великий приказал поместить изображение Андреевского креста на военно-морском флаге, который с этих пор называется “Андреевский” флаг.


Крест схимнический, или “Голгофа”

Во времена Иисуса Христа приговоренных к казни на кресте преступников заставляли самих нести на себе это орудие к Лобному месту. И Спасителя мира казнили как преступника. Он нес свой тяжелый крест на Голгофу Сам. Смерть Христа на кресте придала кресту Голгофы славу на все времена. Он стал
символом восстания из мертвых и обретения вечной жизни в Царствии Иисуса Христа, величайшим символом силы и власти Христовой.ИзображениеС XI века этот осьмиконечный крест под нижней косой перекладиной имеет символическое изображение головы Адама. По преданию, именно на Голгофе, где распят Христос, был погребен праотец человечества Адам. В XVI веке на Руси около изображения Голгофы появились обозначения “М.Л.Р.Б.” — место Лобное распят бысть (Голгофа в переводе с еврейского — Лобное место). На крестах “Голгофа” можно увидеть и другие надписи “Г. Г.” — гора Голгофа, “Г. А” — глава Адамова. На изображениях Голгофы кости рук, лежащие перед головой, изображаются правая на левой, как-при погребении или причащении. Буквы “К” и “Т”, изображаемые вдоль креста, означают копие сотника Лонгина и трость с губкой. Крест “Голгофа” возвышается на ступеньках, которые символизируют путь Христа на Голгофу. Всего изображается три ступени, они обозначают веру, надежду и любовь. Надписи “IC” “ХС” — имя Иисуса Христа помещаются над средней перекладиной, а под ней помещено слово “Ника” — что означает Победитель. На титле или около нее — “СНЪ БЖIЙ” — Сын Божий. Иногда вместо нее помещается аббревиатура “I.Н.Ц.И.” — Иисус Назорей Царь Иудейский. Над титлом видим слова “ЦРЬ СЛВЫ” — Царь Славы. Второе название — “схимнический” — этот крест получил потому, что именно такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы — три креста на парамане и пять на куколе — на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. Еще крест “Голгофа” также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении.

http://prav-molitva....krest/natkr.htm

ОЛЬГА1231
1

#111 Пользователь офлайн   КАЗНАЧЕЕВАОЛЬГА1231 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 456
  • Регистрация: 10 июля 11
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 23 апреля 2013 - 17:21

Крест с полумесяцем, его история и духовный смысл.

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. На куполе крест выражает идею Храма как Дома Божия и Корабля Спасения, поэтому и имеет соответствующую символику. Для нас очень полезно иметь правильное представление об этих символах.

Особенно часто вопросы и недоразумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Прежде всего нужно отметить, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами.

Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 г.), Дмитриевский собор во Владимире (1197 г.) и другие. Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения св. Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает нам право считать, что цата на Кресте - символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам всем о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности - от Христа и первых веков христианства - к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем - символ якоря. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность "взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как бы якорь безопасный и крепкий" (Евр. 6; 18-19). Этот "якорь", одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл - избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль по волнам бурной временной жизни в силах доставить всех желающих в тихую пристань жизни вечной.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие, например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная. Вот сколько значений и таинственного духовного смысла мы находим в кресте, что сияет над куполом Храма. Вознесшийся над нами, он издалека свидетельствует о неизмеримом духовном богатстве, которое Бог дарует нам через Святую Православную Церковь.



ОЛЬГА1231
0

#112 Пользователь офлайн   КАЗНАЧЕЕВАОЛЬГА1231 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 456
  • Регистрация: 10 июля 11
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 23 апреля 2013 - 17:40

Надглавные кресты — это настоящий кладезь христианских символов


Изображение


Мерило праведное



Изображение



Всякий, видевший православный крест, обращал внимание на его косое подножие. Но не многие знают, что это подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда.

Если вспомнить распятие Иисуса Христа, то не обойтись без рассказа о двух разбойниках, распятых рядом с Ним. Один из разбойников раскаялся в грехах, поверил на кресте в Иисуса и вошел вместе с ним в Царствие Небесное. Другой злодей так и остался нераскаянным. Так и в жизни каждого человека — крест служит мерилом его духовного состояния. Либо под тяжестью грехов перекладина весов опускается вниз, либо, облегченная раскаянием, поднимается вверх.
Шестиконечный православный крест с косой нижней перекладиной — один из древнейших русских крестов.

В народе подножие креста получило название «стояло». Шестиконечный русский православный крест с древних пор ставился на куполах храмов. Правый конец его нижней косой перекладины всегда поднят вверх, показывая, словно Божий компас, направление пути. В отличие от обычного компаса «стрелка» его закреплена неподвижно: верхний конец указывает на север, а нижний обращен на юг. Это еще одно значение косой перекладины, указывающее, что с пришествием Спасителя начался процесс духовного возрождения и изведения человечества из области тьмы в область света.


Солнце, вознесшееся на Крест


Изображение

Иногда на надглавных крестах можно увидеть исходящие из центра прямые или волнистые линии. Эти линии передают сияние солнца. Всем известно, что солнце — это источник света и тепла, без него невозможна жизнь. Но точно так же невозможна жизнь без Христа. Не случайно Спасителя нередко называют Солнцем Истины.

Известное выражение «Свет Христов просвещает всех» содержит глубокий смысл. Fwz (по-гречески — «свет») означает не чувственный свет, исходящий из материальных источников, а нетварный, фаворский. «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Евангелие от Иоанна, 8:12). Но как передать этот невещественный свет средствами, имеющимися под рукой? Тем более что материал у русских кузнецов был один — металл. В придачу молот и клещи, да еще и собственные руки. Но русские мастера разрешили эту задачу. Они изображали свет-сияние прямыми и волнистыми линиями, исходящими из центра креста.

Звезда утренняя


Изображение

На небе — миллионы звезд, но только одну из них мы называем царицей. Царица звезд — это Вифлеемская звезда, свет Рождества Христова. Та самая звезда, которая привела волхвов к месту рождества Иисуса Христа.

Звезда — это символ духовной мудрости и чистоты, вестник нового дня. Крест Господень тоже «сияет яко звезда на небеси». Создатели накупольных крестов на свой лад славили «сверкающий звездами образ». Самым излюбленным у кузнецов был такой прием: исходящее из центра креста лучевое сияние украшалось звездочками на концах.

Трилистник — символ Живоначальной Троицы


Изображение

Трилистная форма креста на куполах храмов и колоколен — излюбленная у русских мастеров. Правда, крестные «ветви» нередко украшают не только листьями. Здесь также можно найти диковинные цветы, а листья по форме напоминают сердца. Трилистные завершения концов могут быть как круглой, так и заостренной, треугольной формы (треугольник как символ Святой Троицы в раннем христианстве присутствует в надписях на надгробных плитах и встречается в храмовых росписях).

Бывают надглавники с маленькими крестиками на трех концах.


Изображение





Изображение

ОЛЬГА1231
0

#113 Пользователь офлайн   КАЗНАЧЕЕВАОЛЬГА1231 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 456
  • Регистрация: 10 июля 11
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 23 апреля 2013 - 17:41

продолжение...


«Аз есмь виноградная лоза»


Изображение

Это слова самого Спасителя Иисуса Христа. И уже много лет обвивающая крест виноградная лоза с гроздями ягод является символом Живого Христа. Мастера всегда очень тонко передавали символическую связь виноградной лозы с Таинством Причащения. Полумесяц внизу представляет собой символическую чашу. Объединенные вместе виноградная лоза и чаша напоминают о том, что при совершении Таинства Евхаристии (Причастия) — хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христовы. Причастившись Святых Тайн, человек соединяется с Христом и делается участником вечной жизни.

Дух в кресте


Изображение

Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух — с незапамятных времен изображается в виде голубя. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из Ноева ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. В виде голубя древние христиане изображали человеческую душу, упокоенную в мире. Сохранившись в своем самом главном значении — Святого Духа — голубь долетел и до русской земли, опустившись на золотые кресты наших церквей.

Стоит повнимательней приглядеться к ажурным крестам на куполах церквей, и на многих можно увидеть голубя. На куполе церкви Жен Мироносиц в Новгороде парит голубь, сотканный, буквально из воздуха. Но чаще кресты православных храмов увенчивают литыми металлическими фигурками голубей. На фото — надглавный крест собора Дмитрия Солунского во Владимире (XII век), на самой вершине его уселся изящный, словной живой голубок. В древности на Руси кресты с голубем были нередким явлением. Встречались даже литые объемные фигурки голубей с распростертыми крыльями.

Растение Воскресения

Если вы увидите, что из-под основания креста как бы произрастают побеги, знайте — такой крест называют «Процветший». Побеги символизируют возрождение жизни — воскресение Христа из мертвых

«Живоносный сад», «саде небесный» — так величают в православном каноне крест Господень. Святые отцы церкви называют крест «Животворящим», «Растением Воскресения». От иных крестов-накупольников, сплошь усыпанных цветами, невозможно отвести взгляд. Они действительно напоминают растения в весеннем саду. Их тонкие стебли переплетаются так, словно они живые, а не выкованы из холодного металла. А с каким тонким вкусом подобраны растительные элементы — ягоды, цветы или готовые вот-вот распуститься бутоны!

Нет сомнений, что русских мастеров вдохновляла сама природа. По лесам и садам примечали они, как буйный хмель обвивает стволы берез, как ромашки усыпают луг, превращая его в звездное небо. И теперь перевитый затейливыми узорами крест устремляет свои побеги в небеса.

Древо вечной жизни

Праздником Воздвижения Честного Креста Церковь прославляет его Божественную силу, как залог победы над злом, как причину нового неба и обетование вечной жизни. При великом славословии, пении «Святый Боже», Крест, украшенный цветами, как древо жизни, выносится из алтаря на середину храма, где пяти-кратно — на четыре стороны света и дважды на восток — поднимается вверх.

В христианстве символом дерева жизни является крест. По словам преподобного Иоанна Дамаскина «Древо жизни, выращенное в раю, предызображало драгоценный Крест».

Неудивительно, что этот символ очень часто венчает купола. Побеги могут произрастать как из сердцевины, так и из нижней перекладины, напоминая готовые распуститься листья дерева.
Цветение крестов-надглавников бывает столь разнообразным и пышным, что вполне уместно его сравнение с цветущим деревом. Эти обильные побеги — апофеоз неудержимой животворящей силы.

Венец славы

Надглавный крест с терновым венцом на Руси встретить практически невозможно. И вовсе не потому, что кузнецы не могли выковать подобный крест. Скажем, у католиков реалистический образ мучений Христа (Тело, провисшее на вытянутых руках, обильные следы крови и язвы на теле) считаются в порядке вещей. А вот у русского народа такое изображение не прижилось. Наш народ не понаслышке знает, что такое изорванное тело, но несломленный дух. И поэтому ему важнее другое — величие внутреннего подвига Иисуса Христа. Потому-то в православной русской традиции принято «надевать» на крест царский или цветочный венец. Терновый венец Христа таким образом превращается в «венец правды» и «венец славы». Если посмотреть на надглавный крест московской церкви Николая Чудотворца на Берсеневке, то вы увидите, что лавровый венок, надетый на крест, придает орудию страстей праздничный вид, прославляя победу Христа над смертью. В других надглавных крестах, как, например на церкви Рождества Богородицы в с.Городня Тверской области (на фото слева) терновый венец трансформируется в зубчатый нимб — символ святости.

Царь царствующих


Изображение

Корона на вершине надглавного креста встречается не очень часто. Архимандрит Макарий в своем труде «О форме крестов на главах храмов и колоколен» писал: «…на некоторых храмах поверх крестов имеются короны. Но короны эти, как думают, приделаны только к тем храмам, которые находились в особенных отношениях к коронованным лицам».

Это на самом деле так. Корона помещалась на вершину надглавного креста в знак того, что эта церковь либо воздвигнута по царскому указу, либо на пожертвования из царской казны. Священное Писание называет Иисуса Христа царем царей и господином господствующих. И царская власть — тоже от Бога. В знак признания этого сами короны христианских царей украшены крестом.

Очень часто корона на вершине накупольного креста указывает, что перед нами Царский Крест, или Крест Небесного Царя — Иисуса Христа. Устанавливая царский венец на вершине креста, российские мастера всегда помнили, кто есть Царь Славы, и поэтому венчали саму корону крестом.

Оружие невидимой брани

«Божественное оружие верных», «триобоюдный меч» и «щит христиан» — так называют Крест Господень в церковных канонах. Основными видами оружия в древности были копье, меч, лук и стрелы. Чтобы крест стал копьевидным, его окончания должны иметь форму наконечника копья (пики). Однако наделенный воинской атрибутикой крест не имеет ничего общего с «холодным оружием». Крест Спасителя — орудие духовной брани. Это «триобоюдный меч, начала тьмы сечеша», закаленный в горниле страстей Христовых.

Признаком «меча» (клинка) на надглавном кресте может быть лезвие (нередко изогнутое) или его рукоять.

Наличие таких деталей перекликается с пониманием монаха как воина Христова. И монашеское облачение считается одеянием христова воина. Клобук — шлем, хоругвь — военное знамя, крест — «оружие непостыдное». Но надо помнить, что Крест Господень — это «оружие мира», это «оружие спасения», «меч духовный», которым «побеждаются враги видимыя и невидимыя». Вооружась им, человек становится неуязвимым. Не случайно в надглавных крестах часто встречается образ креста-щита. Ведь щит — это, прежде всего, защита, а что охраняет человека лучше, чем вера? Как говорили наши предки в старину: «Кресте живоносный, ты ми буди крепость и победа, и щит, и стена нератуема»…

Изображение


Изображение


Изображение


Скипетр победотворный


Четвероконечная сила

автор: SPECING32: http://nnm.ru/


По материалам сайтов:

http://forum.angelhranitel.ru http://www.superbant.ru http://www.history-ryazan.ru

КРЕСТ ГЕОРГИЕВСКОГО СОБОРА В ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОМ
:


Изображение
Кресты Покровского храма в Юрьев-Польском:

Изображение

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЕ НАЗВАНИЕ У КРЕСТОВ НАШИХ ХРАМОВ?





ОЛЬГА1231
2

#114 Пользователь офлайн   Гость33 

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8
  • Регистрация: 10 апреля 13

Отправлено 26 апреля 2013 - 15:30

В киосках РОспечати продается журнал из серии "православные храмы"№ 33 о Георгиевском соборе Юрьев-польского.Цена 95 р.Есть в нем что посмотреть и что почитать,а так же хорош как подарок.
2

#115 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 031
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 27 апреля 2013 - 12:11

Цитата

В киосках РОспечати продается журнал из серии "православные храмы"№ 33 о Георгиевском соборе Юрьев-польского.Цена 95 р.Есть в нем что посмотреть и что почитать,а так же хорош как подарок.


К сожалению в Юрьеве этот номер уже не достать - все раскупили.
0

#116 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 03 мая 2013 - 18:20

Просмотр сообщенияГость33 (26 Апрель 2013 - 14:30) писал:

В киосках РОспечати продается журнал из серии "православные храмы"№ 33 о Георгиевском соборе Юрьев-польского.Цена 95 р.Есть в нем что посмотреть и что почитать,а так же хорош как подарок.

Случайно удалось купить этот номер.
Не знаю, получиться ли подручными средствами скопировать, но попробую выложить.
Какая-то хитрая получилась последовательность изображений... Смотрите номера страниц внизу и название картинок (по порядку).

Прикрепленные изображения

  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение

1

#117 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 031
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 05 мая 2013 - 13:38

Кто не смог купить этот номер через "Роспечать", может заказать наложенным платежом здесь:

http://read.ru/id/2744438/
1

#118 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 09 мая 2013 - 16:03

Просмотр сообщенияИван (03 Май 2013 - 17:20) писал:

Журнал из серии "православные храмы"№ 33 о Георгиевском соборе Юрьев-польского

Еще несколько статей из журнала о монастырях Ополья.

Прикрепленные изображения

  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение

1

#119 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 10 мая 2013 - 17:53

Просмотр сообщенияИван (09 Май 2013 - 15:03) писал:

Еще несколько статей из журнала о монастырях Ополья.

Последняя часть.

Прикрепленные изображения

  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение

0

#120 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 031
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 15 мая 2013 - 10:34

Цитата

Конкурентное преимущество Владимирской области среди других регионов «Золотого кольца» – богатейшие музейные коллекции и уникальные памятники белокаменной архитектуры XII-XIII веков. Среди них – Георгиевский собор в Юрьев-Польском, уникальный памятник белокаменного зодчества, который долгое время находится в плачевном состоянии. Министерство культуры России планирует выделить в 2013 году 3,16 млн рублей на разработку проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ собора. Это стало результатом договоренности Светланы Орловой с министром культуры Владимиром Мединским.

http://www.prizyv.ru/archives/351499
0

  • (12 Страниц)
  • +
  • « Первая
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • Последняя »


Быстрый ответ

  

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей