Добриловскiй приходъ.
Село Добрилово, при речке Трубеже, находится въ 8-ми верстахъ отъ уезднаго города и въ 120-ти верстахъ отъ губернскаго.
До 1764 года село Добрилово принадлежало Переславскому Борисоглебскому, что на горе, монастырю. По переписнымъ книгамъ 1678 года въ этомъ селе значится 12 дворовъ крестьянскихъ и 14 бобыльскихъ. около того же времени здесь построена въ первый разъ деревянная церковь въ честь Богоявленiя; съ нея взималось въ патрiаршую казну дани 12 алтынъ две деньги, заезда гривна.
Въ делахъ патрiаршего казеннаго приказа сохранилась отъ 1702 года следующая опись Добриловской церкви: «церковь во имя Богоявленiя Господа Бога нашего Iисуса деревянная рублена клетцы объ одной главе, глава обита чешуею деревянною, на ней крестъ паянъ белымъ немецкимъ железомъ, церковь, алтарь и трапеза и паперти и надъ сходными дверьми все крыто тесомъ; къ трапезе приделана колокольня деревянная, на ней 4 колокола; въ церкви царскiя двери гладкiя, на нихъ образъ Благовещенiя и Евангелисты, въ сени вечеря и на столбцахъ святые писаны красками, по правую сторону царскихъ дверей образъ Отечество местной писанъ красками, въ кiоте деревянномъ, кiотъ росписанъ золотомъ и красками, образъ Богоявленiя писанъ красками въ кiоте такомъ же; предъ образомъ подсвечникъ деревянный росписанъ красками, на немъ налепъ жестяной съ шандалы, образъ Николая Чудотворца въ кiоте, росписанномъ красками, предъ образомъ подсвечникъ железный съ налепы, на налогiи образъ Воскресенiя Христова съ праздники штилистовый, налой деревянный оболоченъ выбойкою крашенинною, образъ Распятiе Господне штилистовый; у праваго клироса херуговъ, на ней образъ Богоявленiя, а по другую сторону Николая Чудотворца писаны на холсте въ рамахъ деревянныхъ, подъ херуговью пелена полотняная; по левую сторону царскихъ дверей образъ Казанскiя Пресвятыя Богородицы, поверхъ образа убрусъ кумачной красной, въ кiоте деревянномъ; предъ образомъ лампада медная лощатая полужена, подъ нею кисть нитяная съ мишурой, северная дверь, на ней образъ Авраама, Исаака и Iакова, трiехъ отроковъ и пророка Данiила, образъ апостола Филиппа въ моленiи местный, образъ Святаго пророка Илiи писанъ на золоте, передъ образомъ подсвечникъ деревянный точеный; надъ царскими дверьми штилистовыхъ образовъ: образъ Богоявленiя Господня, на немъ 6 венцовъ серебряныхъ резныхъ золоченыхъ, - поля окладъ серебряный басемной золоченъ – ветхъ, образъ Воскресенiя Христова, Рождества Христова, Козьмы и Дамiана въ моленiи, Воскресенiя Христова съ праздники; надъ царскими же дверьми и местными образами деисусъ – образъ Спасовъ Вседержитель, предъ нимъ паникадило медное о 2 ярусахъ, а въ немъ 12 перъ съ шандалы, подъ нимъ кисть нитяная; въ алтаре престолъ обложенъ выбойкою крашенинною, спереди крестъ нашитъ кумачной красной, на престоле покровъ крашенинной, крестъ нашитъ кумачный красный, опушенъ выбойкою крашенинною; на престоле Евангелiе печать Московская въ десть, на верхней цке въ средине распятiе Господне и по угламъ Евангелисты серебряные золоченые, оболочено бархатомъ краснымъ; за престоломъ образъ Знаменiя Пресвятыя Богородицы, на образе венцы съ каруною и цата серебряные резные золочены, въ каруне 9 камешковъ разныхъ цветовъ, на образе жъ Пресвятыя Богородицы убрусъ и ожерелье низаны мелкимъ жемчугомъ съ блескомъ, поля окладъ серебряной басемной золоченъ, по другую сторону на той же цке образъ Николая Чудотворца, на образе венецъ серебряной басемной золоченъ; поверхъ образа убрусъ кумачной красной, а другой полотняной; за престоломъ крестъ выносной деревянный, на немъ въ середине Распятiе и святые писаны золотомъ и серебромъ и красками, на томъ же кресте съ другой стороны въ средине Воскресенiе Христово, вверху Богоявленiе и святые – писаны красками; жертвенникъ оболоченъ выбойкою крашенинною. Сосуды – потиръ, дискосъ, 2 блюдца, лжица оловянные, звезда медная, копiе железное; покровъ и пелены китайчатыя белыя, крестъ пашитъ объярь алая, по краямъ шиты золотомъ и шелкомъ, подложенъ полотномъ; чаша водосвятная медная полужена, 2 кадила медныя, одно лощатое, ладоница жестяная, 2 венца венчальныхъ, на нихъ писаны ангелы красками. Въ трапезе по правую сторону образъ Богоявленiя Господня, на Спасове образе и вверху на Саваофе венцы и цаты серебряныя золочены, передъ образомъ подсвечникъ деревянный; по левую сторону образъ свв. Женъ Мироносицъ, образъ Спаса Нерукотвореннаго да образъ страстотерпцевъ Бориса и Глеба осмилистовые, 2 налоя обиты кожею, въ алтаре и церкви и въ трапезе 4 окончины слюдяныхъ, двои двери выходныя деревянныя на крюкахъ и на жиковинахъ железныхъ, у однихъ дверей замокъ нутряной железный съ личиною, въ паперти надъ задними дверьми образъ Спаса Вседержителя съ апостолы штилистовый, надъ северными дверьми образъ Николая Чудотворца. У той церкви попъ Василiй Леонтьевъ, дворъ пустъ, что жилъ дьяконъ Стефанъ, да къ той же церкви пашенной земли по 5 десятинъ въ поле, сенныхъ покосовъ 20 копенъ волоковыхъ. Въ селе Добрилове крестьянскихъ дворовъ 26, а въ нихъ людей 112 человекъ, 5 дворовъ бобыльскихъ, а въ нихъ 20 человекъ, 4 кельи нищенскихъ и 1 дворъ пустой».
Къ 1760 году эта церковь обветшала и съ благословенiя преосв. Амвросiя, епископа Переславскаго, построена новая церковь въ честь того же праздника.
Черезъ 90 летъ въ 1851 году въ Добрилове вместо деревянной церкви устроенъ существующiй ныне каменный храмъ съ такою же колокольнею.
Престоловъ въ этомъ храме три: въ холодномъ въ честь Богоявленiя Господня, въ приделахъ теплыхъ во имя архистратига Михаила и св. апостола Филиппа.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
Церковные документы хранятся въ целости: копiи съ метрическихъ книгъ съ 1789 года, исповедныя росписи съ 1809 года.
Причта по штату положено: священникъ и псаломщикъ. На содержанiе ихъ получается: а) отъ земли усадебной, пахатной и сенокосной 110 руб.; б) отъ хлебнаго сбора 40 руб.; в) отъ службъ и требоисправленiй 225 руб., а всего 375 руб. въ годъ. Дома для членовъ причта устроены прихожанами.
Земли при церкви: усадебной 1 дес. 100 кв. саж., неудобной 1 дес. 383 кв. саж., сенокосной 4 дес., пахатной 27 дес.; плана и межевой книги на землю нетъ.
Приходъ состоитъ изъ
села Добрилова и деревень: Загорья (1 1/2 версты от церкви)
1*** и Никитской (3 версты), въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 236 душъ мужскаго пола и 360 женскаго; все православные.
1*** - сельцо Загорье въ 1555 году царемъ Iоанномъ Васильевичемъ Грознымъ было пожаловано Переславскому Данилову монастырю, чтобы «за его здоровье Бого молили и на имянины соборомъ молебенъ пели и обедни служили, и на братiю большой кормъ чинили и нищихъ кормили», а по смерти его «панихиды пели». По ведомости о монастырскихъ вотчинахъ за 1610 годъ въ Загорье значится дворъ монастырскiй да жилыхъ дворовъ крестьянскихъ 9, а животы ихъ пограбили вора Литовскiе люди; пустыхъ дворовъ 5, а крестьяне ихъ выбегли безъ вести. По ведомости 1754 года въ Загорье числилось 92 души мужскаго пола, пашни монастырской 20 четв., крестьянской 16 четв., перелогу 180 четв., сена 200 копенъ.