Краеведческое общество: Дороги Ополья. Стромынский тракт и др. - Краеведческое общество

Перейти к содержимому

  • (8 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя »

Дороги Ополья. Стромынский тракт и др.

#1 Пользователь офлайн   Борис Волченков 

  • президент
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 13
  • Регистрация: 17 ноября 10

Отправлено 07 сентября 2011 - 13:33

Богородские краеведы (город Ногинск, Московская область) предлагают сотрудничество по теме "Стромынский тракт", исходя из наличия у нас большого количества материалов по данному вопросу. В ходе краеведческой конференции в г. Тейкове у нас состоялся подробный разговор на эту тему с видным представителем богородского краеведения Михаилом Сергеевичем Дроздовым. Недавно М.С. Дроздов прислал в наш адрес свои черновые наброски по совместной разработке этой большой темы. Прошу коллег с ними ознакомиться и высказать свои соображения. Считаю, что из этой идеи может вырасти крупный совместный проект московских, подмосковных, опольных и ивановских краеведов.

Составление примерного плана комплексного исследования,
формулирование основных конечных целей его, составление соответствующего плана-проспекта и рассылка заинтересованным лицам с предложением участия в работе и внесения добавлений и исправлений.
Формирование творческого коллектива и распределение пунктов работы
Сбор и анализ литературы по теме, по всей трассе и по ее кускам, пунктам и прилегающим местностям
Общий исторический очерк Стромынского тракта. Древнейшие упоминания. Наиболее важные события. Периодизация истории тракта. Выходы на другие пути сообщения. Современное состояние. Географический очерк трассы. Инженерный аспект. Экономический аспект. Военный аспект.
Локальные разделы. Внутри Москвы. Москва -Черноголовка- Стромынь. Стромынь-Филипповское-Киржач. Киржач-Кольчугино. Кольчугино - Юрьев-Польский. Юрьев - Суздаль, ветвление дороги. Юрьев - Гаврилов Посад. Гаврилов Посад - Иваново или Шуя.
Описание отдельных участков по единому плану. Некоторые специфические показатели (состояние участка, техническое описание, пропускная способность, грузообороты, характер и интенсивность движения и т.д.), непосредственные измерения. Обмеры. Фиксация старых русел. Прилегающие местности, населенные пункты, реки, леса и т.д. Особенности. Исторические события, исторические личности, исторические, архитектурные, природные памятники. Быт. Духовная жизнь. Общественность. Картографический материал. Предложения по музеефикации участка.
Сбор материала по отдельным участкам. Анализ и синтез, обобщение.
Составление коллективной монографии.
Атлас Стромынского тракта или план-лента.
Путеводители по тракту и отдельным его частям (Москва-Киржач, например, или Иваново-Юрьев). Планы экскурсий. Реализация экскурсий.
План музеефикации тракта (пояснительные тексты, плакаты, названия и оформление торговых точек, указателей и т.п.)
Предложения по установке памятных знаков, памятников, мемориальных досок
Установка таковых
Предложения по модернизации, улучшению, спрямлениям, объездам и т.п. на трассе. Места отдыха. Исторические уголки. Мотели. Беседки. Туалеты.

3

#2 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 07 сентября 2011 - 14:04

По истории Стромынской дороги есть весьма обстоятельная работа, кстати, богородского краеведа П.П.Копышева.
Полный текст (официально не опубликованный, на сколько мне известно) можно почитать тут:
http://www.bogorodsk...tlas/trakt.html
0

#3 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 07 сентября 2011 - 14:39

На мой взгляд, задача поставлена слишком широко с учетом реальных возможностей (наших опольских краеведов). К территории ополья относится сравнительно небольшой участок. Главный участок Стромынки (с политической точки зрения) у нас, конечно, в Москве. И чем дальше, тем менее главный. Пропорционально уменьшается и "избитость" темы. По Опольскому участку Юрьев-Польский - Гаврилов-Посад/ Суздаль на сколько, я понимаю, и сведений особых нет (разве что в границах Гав.-Посада и Суздаля). То есть я считаю, что более реально ограничиться в вопросе только этим участком и внести в общую программу только наш кусочек с указанием только того, что мы сможем сделать. Например, небольшой очерк со сведениями об "опольской стромынке" (кстати, может весь проект разбить на подпроекты с названиями, отражающими описываемый участок. При этом, каждый участок может иметь собственный (но согласованный) объем, задачи и структуру плана). Ну и кроме очерка - несколько общественных мероприятий (опять же, только у нас, в ополье). Не знаю какими ресурсами располагают коллеги из других регионов, но для нас (на мой взгляд) заявить надо не более того, что мы в состоянии сделать.
То есть я бы предложил два пункта плана:
1. Очерк по истории "Опольской Стромынки" (обобщить имеющие сведения).
2. План мероприятий в Ополье.
0

#4 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 031
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 07 сентября 2011 - 21:58

Тема, по-моему, интересная.
Хотя "к территории ополья относится сравнительно небольшой участок", но у нас она не "закатана" в асфальт, сохранились, местами, мощенные участки (например, рядом с Даниловским, рядом с Киноболом, радом с Юрьевом). Проехать от Юрьева до Посада, увы, не получиться - моста через Липню в районе Доброго пристанища уже не существует.
1

#5 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 031
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 07 сентября 2011 - 22:06

А вот и мои "пять копеек" в тему:

Выписка из "ВОЕННО-СТАТИСТИЧЕСКОГО ОБОЗРЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ", издаваемого по ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению при 1-ом Отделении Департамента Генерального Штаба ТОМ VI.часть 2. ВЛАДИМИРСКАЯ ГУБЕРНИЯ 1852 год.

Пути сообщения.
Пути сообщения сухопутные заключаются в шоссе, почтовых больших и малых торговых, этапных и зимних дорогах. Сухопутные пути сообщения не соответствуют важности губернии в промышленном и мануфактурном отношениях. Причина этаго заключается, отчасти, в дурной и неудобной починке дорог натуральною повинностию, но главное зависит от самаго характера местности и грунта земли в губернии: дороги проходят или по сыпучему песку, или по глинистому грунту, и в дождливое время становятся колеистыми и вязкими, или по болотистым местам и перерезываются во всех направлениях множеством рек , речек, ручейков, широко разливающихся в весеннее время, и потому сносящих мосты и образующих на дорогах рытвины, или обвалы. Затруднительный проезд по дорогам, на колесах, причиною, что при первом выпавшем снеге, обозы по важным торговым трактам, как то: Саратовскому, Страмынскаму, и прочее тотчас пускаются в путь, не дают снегу окрепнуть и оттого еще с начала зимы образуют по дорогам большие ухабы. С начала таяния снегов, езда по всей губернии, недели на две, до времени вскрытия рек , как бы совсем прекращается , или по-крайней мере становится опасною, в тех местах, где местность хотя несколько волнообразна, потому, что в малейших впадинах, едва заметных летом, и во всех оврагах и овражках скопляется вода, под твердою, по видимому, корою снега и образует, так называемые в простонародии зажары, в которыя нередко проваливаются обозы. Когда же снег сойдет, реки разольются, то надобно ждать, пока неустроятся плоты, досченики и лодки, пока не починятся на ручьях, речках и реках мосты, снесенные водополью и не устелятся, фашинами и землею, рытвины и канавы.
Дорога из г. Владимира на Гавриловский посад, г. г. Юрьев-Польский и Переславль-Залеский проходит по уездам: Суздальскому, Юрьевскому и Переяславскому. Она отделяется от Шуйскаго почтоваго тракта у г. Суздаля и, до ст. Симы, идет по местности ровной, открытой и совершенно безлесной; за 10 верст до Гавриловскаго посада и у самаго посада она пересекается речкою Воймигою; в первом месте речка течет в широкой, низменной, луговой долине, через которую ведет мост на сваях, а по луговым местам – бревенчатая гать в ? вер. длины; весною когда река разливается на две версты, мост снимается и недели две ходит паром. Грунт земли от Суздаля до Гавриловского посада и от Симы до Переяславля – ил, смешанный с черноземом, твердый, а от от Гавриловскаго посада до Симы, чернозем с примесью ила, мягкий, в дождливое время распускающийся. Зимою же эта часть дороги сильно заносится снегом.
Дорога эта имеет значение только почтоваго тракта, соединяющаго два уездные города и посад с губернским городом: она не представляет даже и кратчайшего пути между ними, а входит скорее (с некоторыми изменениями) в состав дороги, идущей из г. Калязина, Тверской губернии, в г. Ковров и далее в Нижний Новгород; кроме незначительной реки Воймиги, разливающейся недели на две, все мосты на реках, пересекающих ее, постоянные и потому движение по ней, можно сказать, безостановочное.
Дорога из Владимира, через г. Юрьев, в г. Ростов (Ярославской губернии) проходит по уездам Владимирскому и Юрьевскому. Она почти на всем протяжении по Владимирской губернии, и именно до станции Симы, следует полосою земли совершенно безлесною, по грунту глинистому с примесью чернозема; а от Симы до правого берега р. Нерли (границы Ярославской губер.) идет сосновым лесом по грунту песчаному. От Владимира до Юрьева эта дорога пролегает по возвышенности, с которой стекает множество речек и ручьев, впадающих, вправо от дороги, в бассейн р. Нерли, а влево – в бассейн Колокши. Реки текут быстро, в крутых берегах и перерезывая местность в различных направлениях, придают ей вид волнообразный, который выравнивается однако же, по мере приближения к Юрьеву: так до первого ночлежного пункта, Старого двора, окрестности очень волнисты, особенно пространство между д. д. Массейкою и Ковалевою; у этих деревень и у д. Марьина находятся крутые спуски и подъемы к ручьям, впадающим в р. Рпень; в особенности крут и извилист спуск у д. Моссейки; до втораго ночлежнаго пункта, с. Федоровскаго, местность менее волнообразна, а оттуда до Юрьева окрестности легко волнистыя и здесь встречается один только значительный спуск к ручью, у д. Рябинки. От Юрьева до границы Ярославской губернии местность ровная. По этой дороге перед велики постом тянутся обозы с товарами, идущими из губерний Владимирской, Нижегородской, Тамбовской рязанской и друг. на Ростовскую ярмарку; сверх того, еженедельно, зимою идут обозы из уездов Переяславскаго и Юрьевскаго, с хлебом, на Владимирские базары и привозится конопляное масло из Арзамаса в г. г. Юрьев, Алексанров и Переяславль-Залесский.
Дорога из Москвы в г. Шую (Страмынский путь) проходит по уездам: Покровскому, Юрьевскому, Суздальскому и Шуйскому, через заштатный город Киржачь и уездный Юрьев.
… От Киржача в Юрьев местность заметно возвышается и, по мере приближения к последнему, становится волнистою. От Юрьева до Гавриловского посада дорога идет почтовым трактом из Переяславля во Владимир.
По этой дороге, особливо зимою, тянется множество обозов с материалами, закупаемыми в Москве для фабрик вышеозначенных уездов, и с товарами из Москвы же на ярмарки: Шуйскую, Холуйскую, Ковровскую и проч.; и так как этот путь все таки есть кратчайший, в сравнении с другими, то многие для избежания шоссейных сборов отправляют по нем, и летом, обозы с товарами; эта же дорога соединяет Москву с промышленною Вологодскою губерниею. Часть ея, от Юрьева-Польскаго до Шуи, составляет этапный путь.
Дорога из Сергиевскаго посада (Московской губернии) в г. г. Александров и Юрьев-Польский, проходит по уездам: Александровскому и Юрьевскому. Дорога от Александрова идет до г. Юрьева местностию сначала легко волнистою, а потом ровною. Грунт земли от г. Александрова до Юрьева-Польскаго суглинок с примесью чернозема. Дорога эта составляет кратчайший путь из Александрова в Москву; по ней отправляется туда фабричныя произведения, как Александрова так и Юрьева и доставляются из Москвы некоторые материалы для фабрик. Эта дорога этапная, на всем своем протяжении.
Дорога из Суздаля в Ярославль проходит по уездам: Суздальскому и Юрьевскому. От Суздаля до границы Ярославской губернии, она следует местностию ровною, открытою, по грунту глинистому и иловатому, смешанному с черноземом до р. Нерли, далее – по иловатому и, при выходе из Владимирской губернии, по песчаному. Это самый кратчайший путь, соединяющий г. г. Суздаль и Владимир (от Суздаля до Владимира почтовый тракт есть Шуйский) с Ярославлем и главное с Ростовом, замечательным по одной из замечательнейших в России ярмарок, бывающей на 1 неделе великаго поста. По этому, и большая езда по описываемой дороге бывает только в известное время года, а именно за несколько времени, до открытия Ростовской ярмарки и по окончании оной.
Дорога из Покрова в Юрьев проходит по уездам: Покровскому и Юрьевскому; по первому она следует лесом, по грунту, до д. Вомушки, песчаному, а далее по суглинистому; по Юрьевскому же уезду идет местностию волнистою, открытою, по грунту глинистому с примесью чернозема; ее пересекает множество речек и ручейков, -- спуски к которым и подъемы придают местности вид несколько волнистый.
1

#6 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 031
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 08 сентября 2011 - 13:01

Для тех, кто не слышал о Стромынке (хотя, вряд ли найдутся такие) краткая информация:

Стромынская дорога (Стромынка) — одна из старейших сухопутных дорог Центральной России, известная ещё в Древней Руси периода удельных княжеств. Соединяла города Москву, Юрьев-Польской, Суздаль и Владимир-на-Клязьме. Получила своё название благодаря селу Стромынь, через которое проходила. Окончательно сложилась уже в XII—XIII веке. Использовалась как для торговых, так и для военных целей. Впоследствии утратила своё стратегическое значение, перешедшее в конце XV-начале XVI века к новой Владимирской дороге. В настоящее время сохранившиеся участки дороги — это улица Стромынка в Москве, Щёлковское шоссе, улица Стромынка в Суздале.

В документах и на планах и картах различных исторических периодов дорога (или её участки) имела следующие названия:
Большая Стромынская дорога (или просто Стромынка)
Большая Киржацкая дорога
Торговая Стромынская дорога
Юрьевская дорога
Суздальская дорога
Стромынское шоссе — до 1 марта 1960 года

Взято здесь:
http://ru.wikipedia....%EE%F0%EE%E3%E0
0

#7 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 08 сентября 2011 - 13:28

Сергей, возрожу по поводу названия дороги от села. Вероятно, все-таки было наоборот. Село раньше называлось Коровицыно, а дорога Стромынка - Стромынкой. См. П.П. Копышева. Если я не ошибаюсь, то Стромынка - это некое обобщающее название (что обобщает, не берусь точно сказать). Например, в духовных грамотах есть упоминания о монастырях на Стромыле (15 в). В то время про село Стромынь нет информации. Надо думать, что дорога сама и называлась Стромыль (или Стромынь, если неправильно прочитали).
0

#8 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 031
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 08 сентября 2011 - 15:58

Не спорю.
На сайте http://bogorodsk-nog...o/erofeeva.html написано следующее:

Стромынская дорога

Стромынский тракт, Стромынская дорога, Стромынка – самая древняя прямоезжая дорога на Руси, известная с XI века. Свое название она получила в XIV веке от Стромынского мужского монастыря, основанного Сергием Радонежским. Дорога связывала Киевскую Русь с ее северо-восточными окраинами Ростово-Суздальской землей (с середины XII в. Владимиро-Суздальское княжество), называемой также Залесской землей. От Владимира дорога проходила через Киржач, Черноголовку, село Аристовское (Аристов погост), Пехра-Покровское и доходила до Москва-реки, являвшейся южной границей Владимиро-Суздальского княжества.
Издревле малонаселенные, почти сплошь покрытые дремучими лесами, места эти постепенно заселялись славянскими племенами. Этому способствовала дорога. В конце XIV века на берегах Медвежьих озер образовалось поселение людей, названное Медвежьими Озерами, и дорога была выпрямлена. Она прошла из Пехра-Покровского на Медвежьи Озера, Анискино, Мизиново, Черноголовку и далее на Владимир. Позднее был выпрямлен и мизиновский изгиб. Так сложилась почти современная трасса важнейшей жизненной артерии Российского государства, защищенная непроходимыми лесами от набегов кочевников с юга.
В 1238 году хану Батыю удалось прорваться в Залесскую Русь зимними ледовыми дорогами по Оке, Москва-реке и Клязьме и подвергнуть этот край полному опустошению. Залесская земля была обескровлена и покорена на долгие годы.
В 1380 году на Стромынской дороге собирал свое войско московский князь Дмитрий Иванович (будущий Донской) для отпора вторгшимся в страну полчищам Мамая. Здесь сошлись и объединились дружины московские, владимирские, суздальские, нижегородские, псковские. После кровавой битвы на поле Куликовом, одержав трудную победу, в родные места они возвращались, заметно поредевшие, но счастливые, почувствовав и осознав себя единой нацией.
В последующие годы Стромынка играла значительную роль в объединении разрозненных удельных княжеств и создании единого русского государства под властью Москвы.
На рубеже XV-XVI веков была создана Владимирская дорога и Стромынка потеряла значение основной транспортной магистрали Руси.
В конце XVIII столетия в городе Иваново и его округе возникла и получила широкое развитие хлопчатобумажная промышленность. Весь поток транспорта приняла на себя Стромынская дорога, изменив свое направление после Юрьева-Польского на Иваново.
В конце XIX века была построена железная дорога Александров – Иваново, снова лишившая Стромынку работы.
В наше время Стромынская дорога переживает свое третье рождение, она расширена, заасфальтирована и напряженно трудится, являясь одной из важнейших автотранспортных магистралей страны.

Надеюсь богородские краеведы внесут ясность.

Меня Стромынка интересует более в границах Юрьевского уезда.
0

#9 Пользователь офлайн   Сергей Хламов 

  • краевед, журналист
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 149
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 09 сентября 2011 - 17:15

Это кусок Стромынки в районе села Даниловское. Длина примерно метров 20.

Прикрепленные изображения

  • Прикрепленное изображение

1

#10 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 10 сентября 2011 - 17:18

Предлагаю к осмыслению следующий оригинальный текст из духовной грамоты удельного князя Юрия Васильевича от 1472-го года. Давно размышляю над этим текстом.
Дословная цитата:
"... А к Пречистой на пустынку даю свое село Вындово, да Пятинскую деревню ... а на Стромылю даю свое село Олексино..."
Далее следует отписка "к Благовещению на Киржач село Радково", а непосредственно перед этим завещание "к Николе на Песноше" села Юриково в Юрьеве.
У меня нет сомнений в том, что речь идет о селах и окрестностях бывших Турабьевких сел.
Во всем тексте перед названием духовной обители записан предлог "к", кроме "Стромыля" (если считать его монастырем). А может здесь имелся ввиду другой смысл. (Например, что село Алексино (бывшее в начале 15-го века турабьевским селом) находилось на Стромыле?
0

#11 Пользователь офлайн   Борис Волченков 

  • президент
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 13
  • Регистрация: 17 ноября 10

Отправлено 30 сентября 2011 - 14:24

Коллеги, предлагаю вашему вниманию обращение представителя богородского краеведения М. Дроздова к исследователям Ополья по поводу сотрудничества по теме "Стромынский тракт":

Дорогие исследователи Ополья!


Приветствую вас от имени краеведов Богородского края. Рад, что на вашем сайте завелась рубрика по Стромынскому тракту. Он когда-то соединял наши бедные земли с вашими богатыми, теперь же, будем надеяться, что он сыграет и роль объединителя краеведческих сил наших регионов. Исследование истории этой древнейшей дороги начал мой учитель П.П. Копышев, но еще лет за 100 до него какие-то важные мысли по этому поводу были высказаны К.Н. Тихонравовым. Очерк Копышева мы опубликовали на нашем сайте, и, возможно, он выйдет еще в готовящемся к печати новосибирском сборнике, посвященном путям сообщения. Это, конечно, только начало, совсем небезупречное, естественно, но задающее ход и будущим исследованиям. Пути сообщения - кровеносная система любого государства, любой области и даже района (да не мне говорить вам об их важности), а потому, понимая историю Стромынского тракта и описание его в широком историческом и географическом смысле, можно совместными нашими усилиями сделать работу, серьезных примеров которой, похоже, еще не было. Как ее делать - сразу ли по всей трассе, по частям ли, напирая на историю или на географическую, или инженерную сторону, или вообще поначалу собирая отдельные, самые разные эпизоды - это уже не так важно. Хотя какая-то система всегда помогает. Ну а сбор материалов по Стромынке - на вашем форуме! - уже и начался. С чем всех вас и поздравляю и желаю всем "опольцам" успехов в изучении как своих любимых мест, так и нашей общей дороги.
Кстати, к нам готова присоединиться краевед из города Александрова Нина Николаевна Волкова, написавшая капитальный труд по истории Филипповской волости Покровского уезда, в котором, конечно же, она касается и нашего тракта. Из ее книги, пока неизданной, можно составить довольно полное представление о селениях на дороге, которую уже лучше называть - Большой Киржачской, от Стромыни и почти до Киржача.

Интересных находок!

Давайте объединяться!



М.Дроздов

2

#12 Пользователь офлайн   Борис Волченков 

  • президент
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 13
  • Регистрация: 17 ноября 10

Отправлено 05 октября 2011 - 13:22

В минувшую субботу, 1 октября, в гаврилово-посадской районной газете "Сельская правда" опубликована статья, которая, на мой взгляд, имеет прямое отношение к данной теме. Ниже привожу полный текст:

Ямщик лихой, лихая тройка. К истории почтовых станций Суздальской округи).

На исходе 18-го века и первого десятилетия с основания Гавриловского посада в нём произошло весьма знаменательное событие – открытие почтовой станции. Но этому событию предшествовало другое, которое, возможно, и послужило его причиной. В мае 1798 года, возвращаясь из поездки в Казань, император Павел I проезжал по Тихвинскому тракту через северо-восточную часть Владимирской губернии. И вот для этого-то проезда по приказу генерал-прокурора А.Б.Куракина было велено Гаврилово-посадскому купечеству представить в дворцовое село Дунилово Шуйского уезда, 22 лучших, и к почтовой гоньбе пригодных, лошади с ямщиками и форейторами, сбруей и упряжью. Возможно, что, проехав с ветерком на наших гнедых, император и повелел, кому следует, озаботиться учреждением помянутой станции. Так или иначе, но через семь месяцев после этого памятного проезда императора, она появилась.

Первым содержателем новой станции стал подпоручик Михаил Григорьевич Башаринов, являвшийся суздальским земским исправником. Извозчиками же были наняты « Ведомства Государственных конских заводов Гавриловской Старой пашенной слободы крестьяне: Сергей Иванов и Козьма Иванов же с шестью лошадми и со всею конской упряжью». Ратману Ф. Калабину было предписано « иметь за ними неослабное смотрение, чтобы оные лошади были всегда к гоньбе в готовности…». С жительствующих в посаде купцов и мещан был учреждён денежный сбор в размере девяти копеек с четвертью с каждой души на содержание этих лошадей.

Владимирская почтовая контора своим указом от 18 февраля поручила суздальской почтовой экспедиции « чтоб оная, назначенное по расписанию владимирского губернского правления на станциях число лошадей с исправными почтарями и повосками приняла в своё ведомство с таковым наблюдением, чтоб при каждой паре лошадей был исправный и трезвого состояния человек». К лету того же1799 года главным директором почтового департамента был назначен граф Ф.В. Ростопчин (будущий генерал-губернатор Москвы). При нём происходит заметные улучшения в дорожном строительстве и содержании почтовых трактов. Коснулись они и нашей Стромынки. Уже в начале июля в Гавриловский посад присланы дорожные планы, а так же рисунок и модель верстовых столбов « для исправления состоящих в здешнем посаде мостов и гатей и поставления в надлежащих местах верстовых столбов к 1 октября сего года». А в середине июня следующего 1800-го года сообщением уездного землемера Грибунина посаду были чётко определены границы дорожного участка, который его жители должны были содержать в исправном состоянии. В предписании говорилось: «Чтоб Гавриловского посада купцам и мещанам во всегдашней исправности содержать часть дороги, пролегающей из городов: Юрьева Польского и Переславля Залесского в города Суздаль и Шую от Юрьева в 29 и28 верстах и сверх того на реке Воймиге мост на сваях двадцать сажен …».

Наши купцы быстро оценили выгоды содержания почтовых станций. Первыми в начале Х I Х века эту миссию возложили на себя М.И. Синебрюхов и А.П. Зимин. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1803 году сообщала, что Михаил Иванович Синебрюхов, купец Гавриловского посада 19 сентября на торгах выиграл подряд на 3 года: с января 1804-го по по январь 1807-го содержать шесть почтовых станций столичного Петербургского уезда, получая за это 32 тыс. 190 рублей в год.( Следует отметить, что в декабре 1801 года он имел аудиенцию императора в качестве уполномоченного от Гавриловского посада по земельному вопросу.) С этих доходов к 1812 году Синебрюхов уже имел в Петербурге 2 каменных дома и огородное место и значился «иногородним гостем».

В Гавриловском же посаде, а так же и Суздале содержателями почтовых станций на длительное время становятся купцы Зимины. Необходимо отметить, что в ноябре 1804 года в суздальском уезде впервые была учреждена почта. По удобности расположения на трактах местом её нахождения был выбран Гавриловский посад. И в связи с дополнительными функциями возросли значение и статус здешней почтовой станции. В январе 1807 года Алексей Петрович Зимин заключает контракты с крестьянами: села Коровников И.П.Бесковым и села Ивановского М.С.Шустовым в том, «чтобы поставить на суздальской почтовой станции для почтовой гоньбы три пары лошадей и при них извозчиков. Так же с зимними и летними повозками и со всею конской упряжью в силу заключённого им Зиминым с казённою палатою контракта. …» На Гаврилово-Посадскую станцию две пары лошадей поставили крестьяне Старопахотной слободы.

Особо следует остановиться на периоде 1812-1815 годов. Никогда ещё наши тракты не видели такого столпотворения проезжающих, как в это время. Летом 1812-го года по ним на восток направлялись толпы беженцев, обозы с ранеными. Навстречу им двигались колонны «воинской силы» из восточных губерний. Для дорожной и почтовой служб этот период стал поистине героическим. Ставший на этот период содержателем Суздальской, Гаврилово-Посадской и Александровской почтовых станций сын прежнего содержателя – Асаф Алексеевич Зимин нанял в Суздаль подрядчиком Юрьевского купца Кокушкина, а в Гавриловский посад – братьев Козьму и Михаила Ероховых, крестьян всё той же Старопахатной слободы. В условиях, заключённых с Зиминым подрядчиками, в частности говорилось: «1811 года декабря 25 дня я, нижеподписавшийся Владимирской губернии г. Юрьева купец Александр Иванов сын Кокушкин учинил сиё условие…. в том, что обязуюсь…. всю почтовую гоньбу и естафеты и вольнопроезжающих по подорожной содержанием и коих отправлять с состоящих в городе Суздале станции шестью парами лошадей. И при каждой паре по исправнейшему ямщику. А начать оную гоньбу с будущего 1812 года с 1-го генваря. А его, Зимина ни до каких хлопот не доводить. Чтоб ни случилось, то ответствовать мне, Кокушкину, самому…. а получать в год по 2 тысячи по 900 рублей. От Ероховых условие было сходного содержания.

В послевоенные годы Асаф Алексеевич ведёт крупную оптовую торговлю (его годовой торговый оборот достигает 600 тыс. рублей.), берёт крупные строительные подряды (здание дворянского собрания во Владимире, тюрьма в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале и др.), но содержание станций не бросает. Более того, к прежним станциям добавляются новые: в Золотниковской пустыни, Кобылихе, Лисавах.

Но не только содержателями почтовых станций был славен Гаврилов посад, но так же и лихими ямщиками, ( к сожалению в массе своей безвестными). Однако, можно отметить самого знаменитого из них. Это Михаил Иванович Дмитриев – сын Гаврилово-Посадского конюха, ставший ездовым при наследнике престола, царевиче Александре Александровиче, будущем императоре Александре III. Умер и похоронен Михаил Дмитриев в родном Гавриловом Посаде. Почтовая же станция в нашем городе существовала до начала ХХ века. Находилась она на том месте, где ныне расположилась автостанция.

Б.Волченков

2

#13 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 031
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 17 ноября 2011 - 14:09

Владимирский сборник. 1857 г. К.Тихонравов


Стромынка.
«Настоящая дорога от Москвы ко Владимиру позднейшая, и ныне даже пролегает через большие леса, которые прежде, по всей вероятности, были непроходимы; притом же ни одно селение не напоминает, чтобы в старину тут было обиталище. На всей этой местности нет ни одного городища, ни даже одного кургана. Москва, бывшая первоначально во владении Князей Суздальских, должна была иметь к нему путь прямой. На этом пути Великий князь основал город Юрьев-Польский, близь коего происходила и битва Липицкая Новгородцев с Суздальцами От самаго Суздаля к Юрьеву и далее по дороге, так называемой Стромынке, тянутся на недалеком друг от друга расстоянии многочисленные курганы и городища, доказывающие населенность этого края. Путь этот из Суздаля в Москву оставался главным до XVIII века, как это видно из актов. Так из расходных росписей монастырских слуг Суздальскаго Покровскаго монастыря отправлявшихся в Москву с сенными деньгами в 1690 году, видно, что, ехавши в Москву, они останавливались в Юрьеве Польском, в с. Ильинском ночевали, в деревне Желдыбине кормили, в селе Стромыне ночевали, на Клязьме кормили, в селе Пехре мимоездом квас пили, и потом приехали в Москву. Через два дни поехав из Москвы обратно в Суздаль, в селе Пехре кормили, на Клязьме ночевали, в селе Стромынь кормили, в деревне Храпкове ночевали, мимоездом в селе Киржач хлеба купили, в деревне Лодыгине кормили и приехали в Суздаль.
1

#14 Пользователь офлайн   Борис Волченков 

  • президент
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 13
  • Регистрация: 17 ноября 10

Отправлено 21 ноября 2011 - 14:38

Интересный факт! Село,стоящее при повороте с Шуйского (Стромынского) тракта на Иваново (Иваново-Вознесенск) называлось Стромино.
0

#15 Пользователь офлайн   КАЗНАЧЕЕВАОЛЬГА1231 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 456
  • Регистрация: 10 июля 11
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 30 ноября 2011 - 20:49

Какой дороге на Руси больше тысячи лет?

Изображение Мы привыкли, что все дороги в России начинаются от Москвы – так считается их километраж. А я иногда езжу по дороге, которая появилась задолго до Москвы и шла по направлению к Москве. И сама Москва возникла на этой дороге.

Больше тысячи лет назад новгородские славяне стали продвигаться на восток. Переселенцы передвигались водными путями. Преодолевая реки и волоки, они достигали верховьев Волги, по ее притокам проникали в глубину непроходимых дремучих лесов, где находили обширные открытые пространства, плодородные поля. Эти места получили название залесских. Одно из их поселений, на берегу озера Неро, впервые упомянутое в летописях IX века – город Ростов. Дальше, юго-восточнее, в залесских полях – город Суздаль. По археологическим данным, его укрепления датируются Х веком.

Эти переселенцы, осваивавшие новые земли и охотничьи угодья вокруг городов, постепенно прокладывали дорогу уже с востока на запад, южнее их первоначального пути. Археологические карты показывают, что в междуречье Москвы и Клязьмы, среди обнаруженных там могильников местных славян-вятичей есть и могильник словен, пришедших со стороны Суздаля. Могильник отмечен и в средней части дороги. В тех местах нет захоронений вятичей, они не заселяли земли к востоку от Клязьмы. Это доказывает постепенное освоение земель к западу от Суздаля.

А к началу XII века Владимир Мономах пробил к тем же местам (междуречью Москвы и Клязьмы) дорогу из Киева. Известно, что сын Мономаха, Юрий (прозванный Долгоруким), князь Суздальский, уже свободно пользовался этим путём на Киев. XII век характерен тем, что Юрий Владимирович, расширяя и укрепляя Ростово-Суздальский удел, стал переселять в свои земли многих славян из юго-западных и западных земель Киевской Руси. Народ охотно уходил на северо-восток, спасаясь от набегов степняков и от княжеских усобиц. Переселенцы получали землю, льготы и право основывать поселения. Они не только расширили дорогу, но и построили здесь много новых поселений, городов и укреплений.

В ХII-ХIII веках дорога превратилась в оживленную хозяйственную, политическую и военную артерию Северо-Восточной Руси. Она была первой русской внутренней дорогой, защищенной от набегов непроходимыми лесами и укрепленными городами. Зимой 1238 года бесчисленные орды Батыя проникли по льду замерзших рек в сердце Залесской Руси, разорив и покорив её на долгие годы. Дорога превратилась в путь, по которому богатства Руси потекли в Орду.

Угнетенная Русь тем временем постепенно собирала силы. В XIV веке особую роль сыграл «заступник земли русской» Сергий, игумен Радонежский. По поручениям и по своей воле он исходил Русь, удачно улаживая распри удельных князей и сплачивая их вокруг великого князя Московского. Он предвидел угрозу нового нашествия Орды. Не забывал и церковные дела. Среди многих основанных им обителей и знаменитая современная Троице-Сергиева лавра, и два монастыря, поставленные прямо на древней дороге: Киржачский и Стромынский. Он-то и дал название дороге – Стромынская.

Но Москве требовались и другие такие дороги для решения проблем на востоке. На грани XV-XVI веков был построен прямой путь на Владимир, Нижний Новгород, Казань, названный Большой Владимирской дорогой, которая стала тоже исторической, но второй.

А ещё позднее была построена дорога севернее – через Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль на Вологду и Кострому.

ИзображениеКакой дороге на Руси больше тысячи лет?

Владимирская дорога лишила Стромынку былого значения, и она запустела почти на три века. В конце XVIII столетия в городе Шуе, селе Иванове и округе возникла и быстро развилась хлопчатобумажная промышленность. Весь грузооборот приняли Стромынка и ответвление от нее на ярославскую дорогу в Юрьеве Польском. Оживление продолжалось около ста лет, пока в конце XIX века не была построена железная дорога Москва-Александров-Иваново.

Я тоже в деревню чаще езжу по Ярославскому шоссе, а от Переславля-Залесского поворачиваю направо на Юрьев-Польский. Спидометр накручивает больше на 50 километров по сравнению со Стромынкой, но ехать почти на час меньше. Кстати, Юрьев никакого отношения к Польше не имеет. Раньше он назывался Юрьев-Польской от залесских полей. А Переславль-Залесский был Переяславлем. Пора бы им вернуть старые названия.

В Москве площадь, переулок и улица Стромынка, примыкающая к мосту через Яузу (где как бы заканчивалась Стромынская дорога), названы в память о древней дороге.

автор: Валерий Яковлев

А какие села Юрьев-Польского уезда находились на Стромынской дороге? Многие из них ведь могли пострадать от монголо-татар
ОЛЬГА1231
0

#16 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 30 ноября 2011 - 21:06

Это довольно неодназначный вопрос. Особенно в той части, какая дорога называлась Стромынкой и была ли она одна?

Приведу выдержку по этому вопросу из своей книги "Скомовские историко-географические очерки позднего средневековья":

"... Не удивительно, что как раз в период правления Владимира Мономаха и его потомков область между верхней Волгой и Клязьмой по словам Н.М.Карамзина становится “истинным сердцем” русского государства. Это, безусловно, должно было способствовать и развитию внешних торговых отношений с Суздалем и Владимиром, что было бы невозможно без наличия удобных путей для торгового взаимодействия, а также передвижения дружин и эффективного сбора дани. Вероятно, именно этим и может объясняться развитие Юрьевского княжества в XII-XIII веках, как центра сосредоточения важных сухопутных дорог Ростов - Переславль - Юрьев - Суздаль - Владимир и Москва - Юрьев - Суздаль - Владимир.
Археологические раскопки на территории древней Москвы не отмечают характерного присутствия следов торговли москвичей с западной Европой в этот период. Поэтому можно предположить, что в XI-XII веках основной торговый путь в Суздаль с Запада по суше проходил через Ополье, вдоль бассейна реки Нерль, в направлении от Переславля к Суздалю. В тоже время территория вокруг Москвы сплошь была покрыта лесами и болотами. Похожей версии придерживается исследователь древнерусских сухопутных дорог П.П.Копышев, упоминая в своей работе древние (сравнимые с новгородскими) “наторенные дороги по Ополью в Суздальщину”. Копышев полагает, что между Москвой и Суздалем к концу XI века уже существовали наезженные грунтовые дороги по суходолам в верховьях Клязьмы, пересекая “опольное Залесье”. Таким образом, он делает вывод о том, что этот окружной путь из московской земли в Суздаль был наиболее удобным и безопасным в сравнении с прямой дорогой через леса и болота. После основания Троице-Сергиева монастыря в 1345 году основной дорогой на Суздаль, вероятно, становится путь через Александрову слободу (ныне город Александров) и Юрьев-Польский (см.рисунок 5).

...

Основание Юрием Долгоруким укрепленных поселений: Моск-вы в 1147 году, Переславля-Залесского и Юрьева-Польского в 1152 году неизбежно должно было привести и к возникновению новых торговых путей. Вероятно, в этот период и появилась новая, более короткая дорога из Москвы в Суздаль через Юрьев-Польский, которая в современной истории упоминается как Стромынка. Открыв энциклопедию Москвы, можно прочитать, что Стромынка – это улица в Москве, возникшая в XIV веке как дорога в село Стромынь, находящееся сейчас в Ногинском районе Московской области. От названия села якобы и происходит название дороги [19]. За странность такого предположения может говорить хотя бы то, что до XIX века село Стромынь называлось Коровицыно. Таким образом, в данном случае, возможно лишь обратное – название села от дороги. Исследова-тель истории Стромынской дороги П.П.Копышев ссылается на мне-ние ряда других исследователей, считавших, что Стромынка – это весь путь от Москвы через Юрьев-Польский до Суздаля. С одной стороны Копышев вполне оправдано не соглашается с этой версией с той точки зрения, что появление отрезка дороги от Москвы до Юрьева-Польского относилось к более позднему времени, чем часть этой дороги ближе к Суздалю. С другой стороны мы видим и сегодня, что не только в Москве есть улица с названием Стромынка, но улица с тем же названием есть и в городе Суздаль. Таким образом, и версия Копышева о том, что Стромынка – это дорога только от Москвы до Юрьева-Польского, тоже может вызывать вопросы. Более того, сам же Копышев ссылается на ряд авторов, применявших название “стромынская” и для других участков дороги, по пути из Москвы в Суздаль. Теоретически обобщить все эти мнения возможно, если считать, что Стромынка – это обобщенное название участков дорог на маршруте от Москвы к Суздалю и Владимиру.
...
Теперь обратимся ко второму периоду, условно названному “юрьевским”, то есть начинающемуся со времени основания в 1152 году Юрием Долгоруким города, названного им в честь себя.
В этот период развитие Москвы и становление Юрьева-Польского, как удельного центра, предполагало корректировку значимости сложившихся к XI веку сухопутных путей (от Москвы в Суздаль через Переславль-Залесский). Вероятно, это было связанно с появлением в XIV веке двух участков дорог: от Троице-Сергиева монастыря на Александрову слободу и Юрьев-Польский, а также так называемого Стромынского тракта, идущего от Москвы до Юрьева-Польского (см.рисунок 5).
Коротко описывая часть Стромынского тракта в направлении от Москвы к Юрьеву-Польскому, П.П.Копышев указывает на то, что эта дорога проходила последовательно через три стана Юрьев-Польского уезда: Кривцов (южный), Шуткин (центральный) и Золоцкий (северо-восточный) после чего якобы входила в Юрьев-Польский и сливалась со Старой Суздальской дорогой. В этом месте есть очевидные нестыковки. Во-первых, Шуткин стан – это центральная часть уезда [10], поэтому сложно представить, как можно подойти к центру с юга, при этом войдя в центр через северо-восток.
Во-вторых, описываемая часть дороги вряд ли могла в Юрьеве-Польском соединиться со Старой Суздальской дорогой (то есть по направлению из Переславля-Залесского в Суздаль), учитывая, что до образования города Юрьева-Польского такой “вираж” на пути из древних переславских поселений в Суздаль плохо объясним.
0

#17 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 30 ноября 2011 - 21:11

Если говорить о части стромынской дороги от Юрьева до Гавриловской слободы, то она, вероятно, проходила через бывшее село Даниловское (Сергей Хламов давал местные фотографии дорожных булыжников).
1

#18 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 031
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 30 ноября 2011 - 22:57

Просмотр сообщенияИван (30 Ноябрь 2011 - 20:11) писал:

Если говорить о части стромынской дороги от Юрьева до Гавриловской слободы, то она, вероятно, проходила через бывшее село Даниловское (Сергей Хламов давал местные фотографии дорожных булыжников).


Далее мимо Кинобола на Кубаево (у р.Киньи тоже сохранился булыжный участок).
1

#19 Пользователь офлайн   КАЗНАЧЕЕВАОЛЬГА1231 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 456
  • Регистрация: 10 июля 11
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 30 ноября 2011 - 23:08

Просмотр сообщенияСергей Евдокимов (30 Ноябрь 2011 - 21:57) писал:

Далее мимо Кинобола на Кубаево (у р.Киньи тоже сохранился булыжный участок).


А далее куда: Петровское? Мало-Лучинское? Юрково? Или....
ОЛЬГА1231
0

#20 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 031
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 30 ноября 2011 - 23:23

Вероятно, мимо Кубаева на Доброе пристанище-Паршу-Осановец-Посад.
1

  • (8 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя »


Быстрый ответ

  

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей