Краеведческое общество: Любопытные факты из жизни и истории ополья - Краеведческое общество

Перейти к содержимому

  • (14 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Последняя »

Любопытные факты из жизни и истории ополья

#42 Пользователь офлайн   zanna12345 

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 60
  • Регистрация: 17 марта 11

Отправлено 30 ноября 2011 - 19:13

B)
1

#43 Пользователь офлайн   Сергей Хламов 

  • краевед, журналист
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 149
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 23 февраля 2012 - 08:59

КРАСНОСЕЛЬСКИЕ ФАРАОНЫ


Прямо за северной окраиной Юрьев-Польского, вдоль дороги на Переславль-Залесский, длинной узкой полосой раскинулось старинное село под названием Красное. Как и многие подобные населённые пункты Центральной России, весной оно утопает в яблоневом и вишнёвом цвету, летом в зелени, осенью примеряет золотистые и бархатные наряды, а зимой окутывается мягкими белоснежными сугробами. Но есть в этом селе какое-то своё, особенное, очарование, ведь недаром наши далёкие предки назвали его Красным. А красное, значит, - красивое. Похожие прозвища давались и людям. Помните русских князей Владимира Красное Солнышко, Ивана Красного?..
<…> одно предание <…> сохранилось в памяти красносёлов. Как-то раз местным мужикам, возомнившим из себя настоящих покорителей и повелителей природы, пришла в голову идея принести домой не что иное, как… солнце. Встав однажды пораньше на рассвете и прихватив с собой мешок, чтобы было удобнее нести небесное светило, они отправились в сторону востока, навстречу ему. Сколько времени мужики пытались «добыть» солнце, рассказ умалчивает, но известно одно – пришли они обратно в село с пустыми руками. С тех пор красносёлов называют «фараонами».
<…>

Из книги: Хламов С. Неспелые вишни. Историко-художественные очерки. Кольчугино, 2006. С. 89.
1

#44 Пользователь офлайн   Сергей Хламов 

  • краевед, журналист
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 149
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 16 марта 2012 - 23:22

ВО ВРЕМЯ СТОЯНКИ ПОЕЗДА


<…> У меня в руках один из октябрьских номеров 1920 года владимирской газеты «Призыв». Газета как газета, с пожелтевшими и где-то изношенными от времени страницами. Но среди других публикаций отыскалась небольшая корреспонденция, на которой обязательно остановятся глаза каждого любознательного юрьевпольца. Эта заметка рассказывает о встрече представителей советских, партийных и женских организаций города Юрьев-Польского с известной деятельницей международного коммунистического и женского движения Кларой Цеткин, которая состоялась 20 октября 1920 года на железнодорожной станции «Юрьев-Польский».
Во время своей первой поездки по России германская революционерка во главе целой делегации посетила Иваново-Вознесенск, где встречалась с ивановскими рабочими и изучала жизнь революционной России. По возвращении из города – родины Первого Совета в Москву поезд, на котором передвигалась немецкая делегация, на некоторое время остановился на железнодорожной станции в Юрьев-Польском. Вот тогда-то и состоялась историческая встреча активистов города с Кларой Цеткин.
По поручению уездного комитета с ней встречались «товарищи Бабанов, Борисоглебский и Штраус. К отходу поезда подоспели женщины-делегатки». Как известно, В. И. Бабанов незадолго до этого события был избран председателем уездного исполнительного комитета, а Борисоглебский являлся членом уездного комитета Российской коммунистической партии.
Судя по тексту заметки, разговор шёл о революционном движении в Германии, о положении дел в Германской коммунистической партии, о роли народного учителя в революции. Корреспондент также, видимо побывавший при этом разговоре, так передал ответ Цеткин на вопрос о развитии революции в Германии: «Влияние социал-соглашателей в Германии очень ещё сильно. Оно сильнее влияния коммунистов, однако, тем не менее, с каждым днём коммунистическое движение всё усиливается. Много мешает революции то, что в среде коммунистов произошёл раскол. Некоторые из германских коммунистов отрицают профессиональные союзы и парламентскую борьбу. Мы же говорим, что нужно вливаться в профсоюзы, проникать в парламенты и подчинять их своему влиянию».
Юрьевпольцы просили Клару Цеткин рассказать германскому рабочему классу о том, в каких тяжёлых условиях в России строится новое социалистическое государство и выразили надежду на то, что «германский пролетариат сбросит цепи, которыми опутали его буржуазные социал-предатели Каутский, Шейдеман и другие, и будет заодно с нами». В ответ на это К. Цеткин заявила: «Я приехала в Россию с целью изучить ход революционного движения и посмотреть, в каких условиях создают русские коммунисты социалистическое государство. Обо всём виденном и слышанном я расскажу германскому народу и надеюсь, что мы скоро будем бороться рука об руку».
Тепло и радушно прощаясь, Клара Цеткин «просила передать свой горячий привет рабочим, крестьянам и всем честным трудящимся города Юрьева и уезда».
<…>

Из книги: Хламов С. Родники забытой любви. Историко-художественные очерки. Кольчугино, 2006. С. 87 - 88.

Прикрепленные изображения

  • Прикрепленное изображение

1

#45 Пользователь офлайн   Сергей Хламов 

  • краевед, журналист
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 149
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 18 марта 2012 - 19:07

ИКОНЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ


Когда летом 2003 года Юрьев-Польский готовился отмечать свой очередной День города, с двумя иконами, с давних пор находящимися в местном Михайло-Архангельском монастыре, произошло чудесное событие. Икона Серафима Саровского, написанная в 1903 году, и архангела Михаила, датируемая специалистами XVIII или даже XVII веком, замироточили. На первой иконе миро проистекало прямо из рукава святого, а на второй в виде капелек, похожих на росу, сосредоточились в нижней части изображения. Серафим мироточил целую неделю, а архангел Михаил и того более – полторы недели.
И через некоторое время обе иконы стали получать от людей, которые им поклонялись, дары в виде золотых, позолоченных, серебряных крестиков, медальонов, колец… Такого внимания удостаиваются лишь иконы, считающиеся у православных чудотворными и излечивающие больных от недугов.
Теперь поклониться и произнести молитву перед этими необычными юрьев-польскими иконами приезжают люди и из других городов, в том числе и из столицы.
Несколько даров получила ещё одна монастырская икона – Николая Чудотворца.

Из книги: Хламов С. Родники забытой любви. Историко-художественные очерки. Кольчугино, 2006. С. 92.
2

#46 Пользователь офлайн   Валерий 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 157
  • Регистрация: 01 октября 11
  • ГородГаврилов Посад

Отправлено 28 марта 2012 - 22:59

Очень интересные документы 17 века - 1647 год, август. Докладная выпись разрядного приказа из сыскного дела ворожеи Дарицы, крестьянки с. Володятино Гавриловской слободы Суздальского уезда.

Сам процесс ворожеи Дарьицы, несмотря на появление в нем позднее громких имен, начинался весьма ординарно: крестьянин Спаса Нового монастыря Дмитровского уезда Симонко Тарасов обратился за помощью к ворожее Дарьице, проживавшей в дворцовом селе Володятино Гавриловской слободы Суздальского уезда, в надежде найти «покраденую рухледь», и когда та указала вора, недолго думая написал на него изветную челобитную монастырским «властем», в которой сослался в качестве доказательства на авторитетный, по его мнению, «источник» – на ворожею Дарьицу. В Приказе Большого дворца, куда попала челобитная, этим «источником» заинтересовались несколько с иной стороны, связанной с профессиональной деятельностью ворожеи. Положение Дарьицы существенно ухудшило и то, что ее взяли для следствия не в родном селе Володятино, а в Москве, у дворянина Романа Акинфеева, – ситуация, сама по себе способная вызвать повышенный интерес властей...


Так как документы и необходимые пояснения к ним занимают достаточно много места, привожу здесь лишь ссылку на страницу сайта “ Гаврилов посад - городок наш небольшой“, где вся эта крайне занимательная история расписана подробно. (Документы мне прислала Ксения Лонина, огромное ей спасибо!).

1

#47 Пользователь офлайн   Сергей Хламов 

  • краевед, журналист
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 149
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 30 марта 2012 - 09:16

Из дневника юрьевского фабриканта Николая Алексеевича ГАНШИНА:
"1860 г. Непродолжительная, но сильная холера. В Нижегородской ярмарке с 18 августа по 23-е включительно померло около 1000 человек,... в это же время была и в Юрьеве, но незначительная".
0

#48 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 126
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 14 мая 2012 - 13:12

Об опричных переселениях Ивана Грозного.

Опричники наделялись землей по повышенным нормам. При этом сданных ими в казну поместий не хватало для раздачи всем высланным. Поэтому для наделения стали использоваться государственные («чёрные») земли. Так, в Каширском уезде «чёрные» земли раздавались «детям боярским», выселенным из Суздаля; костромичам достались «чёрные» земли во Владимирском и Ярославском уездах, что едва ли радовало местных мужиков. Если и этих территорий недоставало, власти использовали родовую собственность тех «детей боярских», которые продолжали жить в земских уездах и которых опричные переселения как будто не должны были затрагивать.

Источник:
И. В. Курукина, А. А. Булычева Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного

Сообщение перенесено из темы "Интересные эпизоды в истории Ополья"
0

#49 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 126
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 14 мая 2012 - 13:14

Автор сообщения - Татьяна.
(Сообщение перенесено из темы "Интересные эпизоды в истории Ополья")

Может быть кому-то будет интересно. Это выдержка из письма Николая Михайловича Никитина жене, его первые впечатления об Иванове. Николай Михайлович Никитин родился в Воронеже, был командирован в Иваново, принимал участие в строительстве ИвГРЭС, потом был главным инженером Ив.сетей, в 1937г. осужден на 10 лет без права переписки (расстрелян в 1938г), впоследствии реабилитирован. Письмо датировано 6 апреля 1929г.
"Перспективы строительства грандиозны:
- мощность ИВГРЭС 1-ой в 33 году - 120.000 квт, в 34 году на соседних (сравнительно) торфяных залежах будет создана ИВГРЭС 2-я мощностью 72.000 квт., в Ярославле уже строится ЯРГРЭС мощностью 44.000 квт, при ближайших фабриках с потребностью в производственном тепле создаются теплоцентрали (общая мощность ~25000 квт; все станции будут работать на общую сеть и составят одно объединение...
Вчера, сегодня убил много времени на поиски комиссионеров (видимо, людей, сдающих жилье внаем - примечание мое). Жилищный кризис - больше, чем в Воронеже. Некоторые утешают, что, конечно, квартира попадется; некоторые говорят, что найти можно за плату - плохую в 50, с удобствами - в 100 (и больше) с внесением рублей 500-700 в счет платы...
На следующей неделе запишусь в кооператив - без книжки нельзя купить ни хлеба, ни сахара, ни чая. По книжке - можно...
Мануфактура есть всякая. Заведующая общежитием говорит, что дают по 15м в месяц на человека. Ассортимент остальных товаров по моему впечатлению больший, чем в Воронеже...
Текстильных фабрик в городе так же много, как в Москве церквей.
Каждая улица в городе по отдельности хуже, чем в Воронеже. Но идет очень большая стройка. В разных местах возводятся очень большие корпуса. Много больших домов (как то раскинутых) уже имеется. Вообще город расположен просторно, по территории он больше Воронежа. На окраинах - целые поселения стандартных (один в один) двухэтажных домов рабочей жилкооперации. Недалеко от города строится громаднейший текстильный новый комбинат. Трамвая нет - ведутся подготовительные работы по постройке. Имеется сравнительно налаженное автобусное движение, автобусы большие Харьковского типа. Вокзал - характера маленькой станции. Есть Политехнический институт.
В ГОСШВЕЙМАШИНЕ имеются машины местного производства. ГОСИЗДАТ - лучший и с большим выбором книг, чем в Воронеже...
Погода - подлинная зима. Говорят, были очень большие морозы. Летом в городе (тоже говорят) душно и пыльно. Кругом - хвойные леса, есть ли дачи - не знаю...
0

#50 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 126
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 14 мая 2012 - 13:17

Автор сообщения - Сергей Хламов.
(Сообщение перенесено из темы "Интересные эпизоды в истории Ополья")

Просмотр сообщенияСергей Евдокимов (17 Апрель 2012 - 15:12) писал:

Корреспондент районной газеты «У Белого моря» Приморского района Архангельской области просила помочь с информацией о пребывании Одоевского А.И. в селе Ново-Николаевское Юрьевского уезда (ныне не существует - http://maps.yandex.ru/-/CNejzI6A ) . Вот, что удалось найти.

Добавлю: 1) В 1902 году сгорела не только усадьба в Николаевском, но и всё село; 2) Ново-Николаевское вновь отстроилось в другом месте, но где-то рядом от прежнего; 3) на месте Ново-Николаевского, прямо в поле ещё несколько лет назад валялась надгробная плита с фамилией кого-то из Одоевских. Её, видимо, пытались утащить и приспособить под какие-то другие нужды, но из-за тяжести не смогли. Вероятно, она и по сей день лежит где-то там.
0

#51 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 126
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 14 мая 2012 - 13:19

Несколько сведений о жалованных грамотах 15-16-го века.

Суздальский уезд.

Жалованная оброчная, тарханно-обельная и несудимая грамота великого князя Василия Васильевича, данная им в 1448–1449 г. игумену Троице-Сергиева монастыря Мартиниану на села Шухобалово и Микульское в Суздале.

Жалованная льготная, тарханно-обельная и несудимая грамота великого князя Василия Васильевича выданная между 1460 и 1461 г. Алексею Краснослепу на пустошь Хоробровскую в Деминской волости в Суздале.


Юрьев-Польский уезд


Жалованная льготная тарханно-обельная, несудимая и проезжая грамота, выдана между 9 марта 1448 г. и 1461 г.
великим князем Василием Васильевичем митрополиту Ионе на села Ильинское, Пьяницино, Афинеево, Поелово, Андреевское,Богоявленское, Федоровское и пустошь Кривдинское.

Переславский уезд.

Жалованная тарханно-обельная и несудимая грамота, выдана 15 октября 1453 г. великой княгиней Марией Ярославной игумену Богородицкого Благовещенского Киржачского монастыря Протасию на деревни Микулинской Тутолмина в Маринине слободке в Переяславле Залесском.

Жалованная тарханно-обельная и несудимая подтвердительная грамота великого князя Василия Васильевича дана Ивану Петелину от 27 сентября 1450 г. на его село Скнятиново с деревнями в Кинеле в Переяславле Залесском. Существует также более ранняя жалованная грамота,полученная в августе 1443 г. Иваном Петелиным от великого князя Василия Васильевича на то же самое село Скнятиново с деревнями в Кинеле в Переяславле Залесском.

Жалованная льготная тарханно-обельная, несудимая грамота (с правом конского пятна) дана великим князем Иваном Васильевичем 1462–1466 г. игумену Троице-Сергиева монастыря (без имени) на села Семеновское и Сватковское с деревнями в Верхдубенском стане Переяславля Залесского.

Одна из самых ранних грамот (от 1439г.) - жалованная тарханнообельная, льготная и несудимая грамота великого князя Василия Васильевича, дана игумену Троице-Сергиева монастыря Зиновию на село Сватковское с деревнями в Верхдубенском стане в Переяславле Залесском.

Жалованная тарханно-обельная и несудимая грамота великого князя Василия Васильевича, дана игумену Троице-Сергиева монастыря Мартиниану на села и деревни в Кинеле в Переяславле Залесском между 1449 и 1450 г. Повторяющая ее жалованная тарханно-обельная и несудимая грамота великого князя Ивана Васильевича 1462–1466 г. игумену Троице-Сергиева монастыря Вассиану на села и деревни в той же Кинеле в Переяславле Залесском

Жалованная льготная, тарханно-обельная, несудимая и с правом конского пятна грамота великого князя Ивана Васильевича выданная в 1462–1466 гг.игумену Троице-Сергиева монастыря (без имени) на села Семеновское и Сватковское с деревнями в Верхдубенском стане Переяславля Залесского.

Жалованная льготная, тарханно-обельная, несудимая и с правом конского пятна грамота великого князя Ивана Васильевича выданная в те же 1462–1466 г. игумену Троице-Сергиева монастыря (без имени) на села Семеновское и Сватковское с деревнями в Верхдубенском стане Переяславля Залесского.

Жалованная несудимая и тарханно-обельная грамота великого князя Василия
Васильевича от 2 июня 1425 г. игумену Троице-Сергиева монастыря Никону на село Беклемишево с деревнями Вихорева и Назарьевская, пустошами Фаустовская, Воронинская, Бунково, Олферьево в Кинельском стане Переяславля Залесского.

Жалованная льготная, тарханно-обельная и несудимоая грамота великого князя Василия Васильевича от 1 марта 1436 г. игумену Троице-Сергиева монастыря Зиновию на владения приписного к Троице-Сергиеву монастырю Богородицкого Успенского на Воинове горе монастыря деревню Тимошинскую, пустоши Олпачевскую и Васильевскую в
Аргуновской волости в том же Переяславле Залесском.

Подтвердительная жалованная тарханно-обельная, несудимая, заповедная и проезжая грамота великого князя Ивана Васильевича от 1462–1466 г игумену Троице-Сергиева монастыря Вассиану на владения того же Богородицкого Успенского монастыря на Воинове горе, его деревни Тимошинскую и Олпачевскую и пустошь Василисовскую (в предыдущей грамоте – Васильевскую) в Аргуновской волости в Переяславле
Залесском.

Жалованная тарханно-обельная, несудимая и двусрочная грамота от 27 октября 1438 г. Великой княгини Софьи Витовтовны игумену Троице-Сергиева монастыря Зиновию на владения приписного к Троице-Сергиеву монастырю Богородицкого Благовещенского Киржачского монастыря на деревни Желдыбинская и Селиванкова гора, пустошь Ефремовскую и другие деревни и пустоши в Переяславле Залесском.

Жалованная обельная грамота великого князя Василия Васильевича 1432–1445 гг. игумену Троице-Сергиева монастыря Зиновию на право покупки тяглого двора «служнего или черного» («хто им продасть») в городе Переяславле Залесском. Упомянута переяславская Рыбная слобода (вероятно, имелось ввиду Поречье рыбное)

Жалованная тарханно-обельная, льготная и несудимая грамота великого князя Василия Васильевича от 29 июня
1449 г. Марии Копниной и ее сыну Федору на пустоши Глухово, Измалково, Свечино в Усольской волости («у Соли в пути») в Переяславле Залесском.

Источник: В.А. Кучкин Сотские в жалованных грамотах XV – начала XVI вв.

(Сообщение перенесено из темы "Интересные эпизоды в истории Ополья")
0

#52 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 126
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 14 мая 2012 - 13:20

Дополняю предыдущий пост конспектом оставшейся части книги В.А. Кучкина "Сотские в жалованных грамотах XV – начала XVI вв.", содержащей сведения о наиболее ранних помещичьих владениях на территори Ополья. Часть, касающаяся Переслвского уезда продублирована в теме "Помещичьи владения Переславского уезда"

Суздальский уезд

Жалованная льготная, тарханно-обельная и несудимая грамота великого князя Василия Васильевича, выданная между 1460 и 1461 г.
Алексею Краснослепу на пустошь Хоробровскую в Деминской волости в Суздале.

"Юрьев-Польский уезд"


Жалованная тарханно-обельная, несудимая и проезжая грамота великого князя Ивана Васильевича, датированная 14 июля 1474 г. митрополиту Геронтию на село Добрячево в Юрьевском уезде.

Переславский уезд

Жалованная тарханно-обельная, льготная и несудимая грамота, выданная 17 марта 1460 г. великим князем Василием Васильевичем архимандриту Симонова монастыря Афанасию на сельцо Быльцино с деревнями в переяславской волости Кистьме, деревню Рожденственскую и пустошь Абакумцевскую в Переяславском уезде, данные в монастырь митрополичьим дьяком Андреем Ярлыком.

Жалованная тарханно-обельная и несудимая грамота великой княгини Марии Ярославны, выданная в феврале 1471 г. игумену Махрищского монастыря Авраамию на село Негловское в волости Маринина слободка в Переяславле Залесском.

(Сообщение перенесено из темы "Интересные эпизоды в истории Ополья")
0

#53 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 126
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 14 мая 2012 - 13:22

О подворовом обложении в 17-м веке

Обложение с двора проходит чрез всю нашу историю с древнейших времен и по конец XVII века; к двору городскому оно применялось с большей непрерывностью, но было хорошо известно и крестьянскому. Для XVII века это не новость. Обложение с двора получает в это время только особенно широкое применение на счет сошного письма и некоторых других способов, оказавшихся менее практичными.
Но дворы очень неравны по своему благосостоянию. Есть дворы — равные обже; но были дворы в две, три и более обеж. В Нижнем Новгороде были дворы, обложенные одной полушкой, и дворы, обложенные 60 полушками и даже 120. Как же такая непостоянная величина могла служить единицей обложения? Мы выше указывали уже на то, что двор, как единица обложения, и двор, как единица платежа, не одно и то же. Местным жителям предоставлялось путем раскладки повинностей по животам и промыслам уравнивать те неравенства, которые являлись естественным следствием экономического неравенства отдельных дворов. Но это не все. Правительство и со своей стороны принимало меры к тому, чтобы приспособить эту единицу обложения к местным потребностям. Двор, как единица обложения, в одних местах считался большей ценностью и облагался сильнее, в других — меньшею и облагался легче. Любопытный пример такой приспособляемости двора, как единицы обложения, к местным потребностям дает выписка из окладных книг о сборе денег на жалованье московским стрельцам. В 1681 г. московские гости разложили стрелецкие деньги на дворы по всем городам. По их оценке, дворы разных городов оказались разной платежной способности, а потому и в оклад были положены различно. В Ярославле каждый двор был обложен 2 р., в Вологде рублем и 140 деньгами, в Нижнем и Костроме рублем и 100 деньгами, в Казани рублем и 80 деньгами, в Суздале и Елатьме — рублем и 60 деньгами, в Веневе, Серпухове, Белеве, Черни, Переславле-Залесском, Вязьме, Нерехте, Калуге, Устюге Великом и многих других городах одним рублем, в Юрьевце-Польском (название естественно ошибочно. д.б. Юрьеве-Польском) в 180 денег, это наименьший оклад. Таким образом, окладной двор приспособлялся к особенностям местности, в одних городах он ценился выше, чем в других; да кроме того, в каждой местности окладной двор распадался на отдельные платежные дворы, которые платили по их животам и промыслам, а не по окладу, ясный пример чего дает разобранная выше опись Нижнего. На уездные дворы окладные деньги распределялись "по землям и по угодьям". По сравнению с другими единицами обложения двор представляется наиболее гибкой и приспособляемой к местным условиям единицей.

Источник:
Василий Сергеевич. Древности русского права. Т.3. Землевладение. Тягло. Порядок обложения
"Соха дворовая и двор"
http://statehistory....-oblozheniya/49

(Сообщение перенесено из темы "Интересные эпизоды в истории Ополья")
0

#54 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 126
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 14 мая 2012 - 13:44

Описание Юрьева-Польского 18-го века неким Свободским.

"...Сам же город Юрьев-Польский состоял из кремля, окруженного земляным валом и посадом или предместьем. Посад складывался вокруг земляных валов и имел направление улиц, подчиненное направлению вала и реки. По мнению Свободского, застраивается город беспорядочно, дворы ставятся, как вздумается владельцу, - вкривь и вкось. Крепкие ворота, которыми запираются дворы, выходят на дорогу. Так постепенно формируются улицы, их всего четыре. В городе 7 церквей, 2 монастыря, 1 собор, две богадельни, земский суд, полиция с тюремной избой, дворянская опека, уездное казначейство, городской магистрат, городская дума, деревянных питейных домов - 4, цифирная школа, открытая при Петре I. По знаменитому Стромынскому тракту, на котором стоит город, в Москву, Петербург, Ригу, на Макарьевскую ярмарку из уезда вывозят полотно, шелк, крахмал, льняное масло, пшеницу, рожь, овес. В дни торгов, которые бывают по понедельникам и четвергам, из тихого и захолустного город становится оживленным и многолюдным. Торговые ряды расположены в деревянных постройках, со всей округи сюда съезжаются купцы с разным товаром, продается мука ржаная, пшеничная крупа, масло постное, льняное, конопляное, коровье... Так выглядел город и Юрьев-Польский уезд 230 лет назад..."
ссылка: http://vladimir-info...ev_polskij/0-33

Кстати, знает кто такой Свободский?
0

#55 Пользователь офлайн   Сергей Хламов 

  • краевед, журналист
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 149
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 22 мая 2012 - 11:12

Просмотр сообщенияИван (14 Май 2012 - 12:44) писал:

Кстати, знает кто такой Свободский?

Как я понял, это автор книга "Юрьев-Польский и Романовские вотчины Смердово и Клины", откуда и взята данная цитата. С этой книгой я работал в Ивановском архиве ещё будучи студентом и некоторое время позже. В ней имя автора не указано, а лишь инициалы.
0

#56 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 126
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 19 июня 2012 - 17:22

О тяжбе по наговору и о том, как гнев Божий настиг корыстолюбца

В недавние годы – с тех пор минуло пять лет или даже менее – случилось еще одно чудо в обители святого Сергия, а именно вот какое: проезжали недалеко от монастыря Сергиевы слуги Василий Карсаков да Олексей Бужанинов и прочие, и началась у них ссора с крестьянином боярина Никиты Ивановича Романова Богданом Окуловым да с крестьянином соборного протопопа из Юрьева-Польского, которые пришли к нам в монастырь, составили жалобу и прибавили большой иск – не по размерам имущества тех слуг и не по размерам своего имущества. Монастырских слуг мы основательно смирили монастырским смирением за эту ссору, а иску не придали значения, потому что невозможно было удовлетворить его; крестьянам же мы сказали, чтобы они помирились со слугами по правде, а иск отложили бы. Но они опять и опять приходили к нам и не желали убавить из иска ни одной монеты, а слуги из-за этого иска долгое время пребывали в заточении.
Спустя некоторое время в дом Святой Троицы пришел помолиться боярин Никита Иванович Романов; крестьянин же Богдан и товарищ его опять кричали дурными голосами, обращаясь к боярину и к нам, утверждая с клятвой, что те слуги ограбили их и взяли все то, что было указано в иске. Боярин же говорил начальствующим с гневом, что они понесли большой убыток сверх иска, от частого хождения. Мы отвечали: "Они предъявили иск и счет, который невозможно оплатить, к тому же он не соответствует их имуществу". Тогда и боярин стал с гневом требовать от крестьян, чтобы они сказали правду, а иск оставили бы и помирились бы по правде. Но они вовсе не стремились к правде, только клялись именем Сергия чудотворца: "Все, – говорили они, – было у нас отнято – так, как мы сказали". Однако и слуги клялись именем Сергия, что не повинны ни в одной монете.
И вот шли они мимо церкви Святой Живоначальной Троицы, и те и другие с именем Сергия на устах, и когда они находились против северных дверей, вдруг помутился дух Богдана – он ударился о землю, вопил и трясся, валяясь, и пена текла из уст его. Увидев это, товарищ его, протопопов крестьянин, побежал в трепете и рассказал боярину всю истину, признавшись, что они оклеветали слуг напрасно.
Богдана вывели из монастыря, отвезли домой, и там вскоре он испил смертную чашу. А слуги ушли, благодаря Преподобного Сергия, освободившего их от неожиданной беды.

Источник: http://www.evangelie...rum/t46882.html

P.S.
Лавка крестьянина села Клинов Окулова упоминается в ранних документах по Юрьеву-Польскому 17-го века.
Эту же фамилию носили крестьяне села Владычино Турабьевской дворцовой волости, пришедшие на посад Юрьева-Польского в 17-м веке.
0

#57 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 126
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 28 июня 2012 - 17:26

Привожу гравюру одного из иностранных путешественников 17-го века, изобразившего русских крестьян, которая мне показалась очень любопытной.
Во внешнем виде читаются выраженные восточные черты. К сожалению, нет сведений о более точном месте выполнения этой работы.

Прикрепленные изображения

  • Прикрепленное изображение

1

#58 Пользователь офлайн   Искатель 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 330
  • Регистрация: 02 ноября 11

Отправлено 01 июля 2012 - 11:39

Просмотр сообщенияИван (28 Июнь 2012 - 16:26) писал:

Привожу гравюру одного из иностранных путешественников 17-го века, изобразившего русских крестьян, которая мне показалась очень любопытной.
Во внешнем виде читаются выраженные восточные черты. К сожалению, нет сведений о более точном месте выполнения этой работы.

Привожу цитату из книги "Тайны языческой Руси" (авторы Ю.В.Мизун, Ю.Г.Мизун).Глава 3 "Начало русских" стр.52 Начало цитаты:"...небезынтересно будет узнать хотя бы часть фактов, на основании которых специалисты сделали окончательный вывод о том, что нашими предками являются скифы-сарматы-аланы. Первый факт - точное физическое соответствие русских (славян) и раннесредневековых аланов, "античных" сарматов, скифов железного века, киммерийцев эпохи поздней бронзы... и даже "ариев" древнеямной культуры. Все антропологические данные подтверждают, что в формировании современного русского типа главное значение имела именно "степная", скифо-сорматская составляющая. Специалист по данной проблеме академик В.П.Алексеев писал: "Несомненно, что большая часть населения, проживающая в южнорусских степях в середине первого тысячелетия до н.э., является физическими предками восточнославянских племён эпохи средневековья". Скифский антропогенный тип обнаруживает преемственность, по крайней мере, со времен бронзового века.(стр.55): Прорезается и некоторая "скулатость" и "косица" в глазах. Коренные русские жители Сибири выглядят именно так." конец цитаты. От себя хочу добавить: в конце 70-х годов прошлого века в журнале "Наука и жизнь" была опубликована довольно объемная статья, в которой специалисты пытались определить славянский тип лица. Были размещены фотографии мужчин и женщин, принимавших участие в исследовании. Результат меня ошеломил - было выявлено 98!!! типов славянского лица. При объединении их воедино (нечто типа русских Адама и Евы) получились лица, попадающие под приведённую выше цитату.
1

#59 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 126
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 04 июля 2012 - 11:48

В. Ягунов
ст. агроном-садовод 601271, Владимирская область, Суздальский район, пос. Садовый, госплемзавод им. 17 МЮД

"Красавица села Невежино"

Невежинская рябина это разновидность обыкновенной рябины. Внешне они мало чем отличаются друг от друга. В питомнике только опытный специалист может отличить дикую рябину от невежинской. Рябина обыкновенная — дерево со сложными непарноперистыми листьями и характерными густыми щитковидными соцветиями. Плоды мелкие, красные, терпкие и горьковатые на вкус, от чего и название рода Sorbus aucuparia. Слово sorbus в переводе с кельтского означает терпкий.

Плоды обыкновенной рябины становятся съедобными после действия первых морозов. Они содержат 5—8 % сахара, 1,63—2,74 % яблочной кислоты, значительное количество провитамина А (каротина) и витамина С. Плоды же невежинской рябины лишены горечи и терпкости даже в незрелом состоянии. Они значительно крупнее, чем у обыкновенной, содержат сахара — от 8 до 10,5 %, яблочной кислоты — 1,5—2,5 %, пектина — от 0,3 до 0,6 % и до 0,3 % дубильных веществ. В плодах невежинской рябины содержится до 150 мг витамина С и 10—12 мг % каротина. По витаминности она может сравниться с лимоном и черной смородиной. Кроме того, невежинская рябина, как и обыкновенная, обладает фитонцидными свойствами. Замечено, что картофель, посаженный рядом с рябиной, не поражается фитофторой.

Как плодовая культура рябина до работ И. В. Мичурина в сортименте наших садов не значилась, но как декоративная она всегда была возле жилья человека, почему и сложено про нее столько песен, пословиц и загадок.

Об истории происхождения невежинской рябины можно судить по работам известного во Владимире в 50—70-е годы прошлого столетия ученого Дубенского, который указывал, что сладкоплодная рябина была найдена в Андреевском лесу (лес вблизи с. Невежино Юрьев - Польского района) крестьянином Щелкуновым и посажена им на своей усадьбе. Односельчане развели ее в своих садах. Главным разводчиком ее в селе Невежино и во всем Владимирском уезде был Александр Митрофанов, который ежегодно выращивал саженцы для продажи. Большую роль в распространении невежинской рябины сыграли пастухи, которые уходили на летний сезон из родного села Невежино в соседние области — Ивановскую, Ярославскую, Московскую, Рязанскую — и разносили славу и саженцы невежинской рябины. Так постепенно она и входила как плодовая культура в сады центральных областей России.

За неприхотливость, высокую морозоустойчивость и зимостойкость стала рябина страховой плодовой культурой в садах центральной зоны Нечерноземья. Даже в суровую и бесснежную зиму 1938/39 года, когда температура почвы на глубине 40 см опускалась до минус 14°, не было замечено подмерзания корней невежинской рябины. А зиму 1940 года, когда морозы во Владимирской области достигали минус 46° и сильно пострадали все плодовые деревья, рябина хорошо перезимовала и дала урожай. А урожай рябина может дать немалый. При хорошем уходе деревья в возрасте 30— 40 лет дают 80—100 кг плодов. Но чтобы получить такие урожаи, нужно создать этой культуре определенные условия.

К теплу невежинская рябина неприхотлива. Морозы переносит хорошо. Весной распускается на неделю раньше, чем яблоня. Цветки переносят заморозки до минус 2,5° (цветки яблони повреждаются при температуре минус 1,5°). Но эта культура очень светолюбива. Если деревья хорошо освещены, то крона из пирамидальной в молодом возрасте становится округлой в пору плодоношения и способна нести большой урожай. Если же посадить рябину загущенно, то она будет тянуться к свету. Все веточки внутри кроны будут отмирать, и урожай будет состоять из отдельных кисточек, расположенных по периферии кроны. Это требование рябины к свету нужно учитывать при посадке ее в саду. Корни рябины расположены неглубоко от поверхности почвы, поэтому эта культура требовательна к влаге, но в то же время уровень грунтовых вод не должен быть ниже двух метров.

Лучшими почвами для посадки рябины являются легкие и средние суглинки.

Время посадки: весной — до набухания почек, осенью — за 2— 3 недели до наступления устойчивых заморозков, в конце сентября — начале октября.

В большинстве приусадебных и дачных участков рябина посажена по краям участка, где она получает достаточное количество света и, как культура, менее требовательная к климатическим условиям, выполняет роль защиты других плодовых культур от неблагоприятных погодных воздействий.

Содержание почвы под деревьями рябины такое же, как и для других плодовых культур, а так как корни рябины очень близко расположены к поверхности почвы, то обработку приствольных кругов нужно вести осторожно. На почвах суглинистых, хорошо удерживающих влагу, и при поливе в сухие годы возможно залужение. При такой системе необходимо постепенно окультуривать почву. Делается это так. Через 2 года после посадки вокруг деревца выкапывается канавка глубиной 50 см и шири¬ной 20—25 см. Диаметр этого кольца до 1 м. На дно укладывают перепревший навоз 3— 4 ведра, перемешивают с землей верхнего слоя почвы и засыпают. Еще через 2 года снова выкапывают канавку большего диаметра (по переферии кроны) и вносят навоз и т. д.

Плодоносить невежинская рябина начинает рано — на 4—5-й год. Плоды созревают в середине сентября. Собирают рябину кистями без листьев, если используют сразу. Если же свежие плоды закладывают на хранение, то кисти снимают с листьями. Хранят слоем 10— 15 см при температуре 0—1° и относительной влажности 80— 85 %. С уборкой плодов задерживаться не следует, так как рябина — любимый корм дроздов и скворцов. Птицы очень хорошо разбираются, где невежинская рябина, а где обыкновенная, и в первую очередь склевывают сладкую невежинскую. При осенних перелетах дрозды и скворцы собираются в огромные стаи, способные за несколько минут снять весь урожай.

Источник:flower.onego.ru
3

#60 Пользователь офлайн   КАЗНАЧЕЕВАОЛЬГА1231 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 456
  • Регистрация: 10 июля 11
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 18 июля 2012 - 13:09

Рябина - почитаемое в наших краях дерево. Бытует поверье, что тот, кто срубит рябину , через 1,5 года умрет.
ОЛЬГА1231
0

#61 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 126
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 18 июля 2012 - 15:50

Помимо рябины в наших краях хорошо родится вишня. К примеру, в село Скомово в это время на машинах приезжают за вишней из Иваново и даже Москвы. Покупают ведрами. В этом году цена около 100 рублей за литр. Вишня у местных жителей в почете. Есть вишневые сады. Какой сорт точно не знаю. Скорее всего - "владимирка".
0

  • (14 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Последняя »


Быстрый ответ

  

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей