Отправлено 19 декабря 2011 - 12:26
Положение Русской православной церкви в 1930-е гг. на территории Юрьев-Польского района (на материале Госархива РФ)
Автор: А.Л. Ершов
В конце 1920-х гг. началась вторая «волна» открытого гонения на Церковь (первой попыткой силового решения по уничтожению религии были годы Гражданской войны 1918-1921 гг.).
В 1929 г. Владимирским губисполкомом утверждено закрытие церкви в с. Парше Юрьев-Польского района . В 1930 г. Ивановским облисполкомом были утверждены закрытия в с. Сима, Беляницыно, Ворогово, Каблуково, Григорьево, Кузьминское, Краски, Рябинино, Красное, Кучки, Некоморно, Теньки, Туково Юрьев-Польскокого района . В действительности количество ликвидированных храмов было намного больше: в последующие годы в постановлениях о ликвидации некоторых храмов нередко указывалось в качестве 1 из причин закрытия нефункционирование их с 1929/1930 г.; наблюдались случаи изъятия у верующих части храма.
Совпадение по времени массовой коллективизации и повсеместного изъятия у верующих церквей не являлось случайным: второе было следствием первого. Колхозы создавались беднейшими жителями деревни, зачастую при отсутствии самого необходимого инвентаря, семян, лошадей, скота, поэтому для создания хотя бы какой-то базы изымали церкви под склады или культурно-просветительного учреждения; колокола и другие металлические вещи культового характера сдавались в переплавку, чтобы на вырученные средства закупить необходимый минимум вещей. Естественно, что этих мер было недостаточно для обеспечения устойчивости новосоздававшихся колхозов, поэтому далее следовало раскулачивание всех более или менее благополучных по материальному положению односельчан и лиц чуждого социального происхождения, т.е. духовенство почти всегда оказывалось раскулаченным. А. Гоглов в книге «Владимирское лихолетье» цитирует хранящееся в архиве г. Юрьев-Польского дело секретных заседаний президиума райисполкома по раскулачиванию за 1930 г.: «Материал Симского сельсовета о дополнительной муниципализации дома, погреба, амбара у благочинного Симской волости, духовника кн. Голицина, Молчанова Николая Федоровича. Помещения использовать под квартиры педагогического персонала… О дополнительной муниципализации дома с 2 сараями бывшего протоиерея Георгиевского собора, ныне закрытого, бывшего члена Государственной думы и Святейшего Синода Знаменского А.В. …» . Положение духовенства изменилось только после выхода статьи И.В. Сталина «Головокружение от успехов».
8 апреля 1929 года Президиумом ВЦИК было принято постановление «О религиозных объединениях», определившее практическую политику государства по отношению к религиозным обществам - общинам. На этом же заседании Президиум ВЦИК принял решение о создании при ВЦИК постоянной комиссии по вопросам культов для решения вопросов, связанных с деятельностью религиозных объединений. На Комиссию возлагались обязательства «общего руководства и наблюдения за правильностью проведения в жизнь политики партии и правительства в области применения законов о культах на всей территории РСФСР», ею осуществлялась разработка проектов законодательных актов, связанных с культами, дача экспертных заключений Президиуму ВЦИК по этим вопросам, систематизация соответствующих законодательных актов и постановлений ВЦИК и СНК РСФСР, общий учет религиозных объединений, рассмотрение жалоб верующих на нарушение в сфере законодательства о культах.
Так, 6 апреля Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК запретила выселять служителей культа из квартир, считать кулаками, отсылать на лесоразработки и другие трудовые повинности только за наличие сана, постановила «предложить местным финорганам при взимании подоходного налога считаться с наличием фактического заработка и возможностью уплаты требуемых сумм; … не допускать предъявления требований на продукты, не являющиеся собственным производством, и не допускать превышения установленных норм для данной местности. Наблюдение за выполнение настоящего постановления возложить на Прокуратуру, предложив последней нарушителей привлекать к уголовной ответственности» . Ситуация в Ивановской промышленной области была под особым контролем. 11 декабря 1930 г. Комиссия пишет в Ивановский облисполком: «Несмотря на прямую директиву правительства относительно обложения служителей культа, РИК’и ИПО продолжают облагать их по своему личному усмотрению и в нарушение всех существующих законоположений, а к лицам, несвоевременно уплачивающим явно непосильные налоги, применяют разного рода репрессии, вплоть до отдачи под суд и отобрания имущества. <…> Служитель культа Сущевский Ив. из с. Клин Юрьев-Польского района в 28-29 гг. платил налога около 50 рублей; в этом году, несмотря на отсутствие увеличения дохода от сельского хозяйства, ему предложено уплатить 564 рубля сельхозналога и 564 рубля самообложения. Несмотря на явное увеличение налога и самообложения и несмотря на справку сельского общества, заверенную сельсоветом, о незначительных доходах Сущевского, райисполком отказался пересмотреть дело и приступил к принудительному изъятию у Сущевского имущества. Таких явлений весьма много, на которые ВЦИК обращал внимание Облфинотдела, но последний, вместо прямого выполнения распоряжений правительства, рассмотрение затягивает настолько долго, что места успевают свободно распродать имущество и неплательщиков отдать под суд. <…> М.И. Калинин поручил [Ивановскому облисполкому] в самом срочном порядке проверить выполнение РИКами и Облфинотделом постановление Президиума ВЦИК 380/с и принять меры к лицам, не желающим выполнять распоряжения правительства. Дело Сущевского должно быть пересмотрено и взыскание немедленно приостановлено» .
Наибольшее место в работе Комиссии занимало решение вопросов, связанных с закрытием культовых зданий. Так, с марта 1930 г. между ВЦИК и Александровским окрисполкомом завязалась переписка по поводу закрытия церквей в Александровском округе. Последний включал в себя ныне входящие во Владимирскую область Александровский, Киржачский, Кольчугинский и Юрьев-Польский районы; кроме того, Переславль-Залесский и Нагорьевский районы (сейчас Ярославская область) и Гаврилово-Посадский (ныне Ивановская область).
В Юрьев-Польском районе было больше всего церквей - 113, в т.ч. 9 в городе. До 1 октября 1929 г. было закрыто 8 церквей. К 16 марта 1930 г. в г. Юрьев-Польском 6 церквей были закрыты и 2 находились в пользовании верующих. Во время коллективизации, по данным на 11 мая 1930 г., было закрыто 44 церкви (в городе закрыто 2), из этих 44 закрытий 32 было утверждено РИКом (поэтому 12 церквей были «механически» открыты), из 32 окрисполкомом утверждены только 29, а из них только 16 утверждены облисполкомом . В результате уточнения данных в середине июня 1930 г. выяснилось, что, при сохранении цифры 12 административно закрытых (а потом «механически» открытых) церквей, РИКом было закрыто не 32 церкви, а 40; из них окрисполкомом утверждено не 29, а 32; а облисполкомом утверждено к закрытию не 16, а 18 церквей. Т.о. верующим было возвращено 35 церквей, под другие цели было использовано 18 церквей. При этом отмечалось, что среди церквей, возвращенных верующим, некоторые не используются из-за отсутствия священника . Сохранились и данные об использовании церквей: 15 церквей стали клубами либо красными уголками, 1 - Нардомом, 1 - столовой, 1 - ткацкой (итого - 18, т.е. число официально закрытых облисполкомом церквей); кроме того: 5 церквей закрыто либо пустует (что, в общем-то, одно и то же) и 6 используется под ссыпной пункт либо семфонд (самый легкий способ перепрофилирования церкви - не пустовать же зданию). Итого фактически закрыто 29 церквей, т.е. почти столько церквей и было официально закрыто окрисполкомом. Следует заметить, что факт пустования церкви и уж тем более факт использования ее в трудовых целях был достаточным основанием для ее закрытия, поэтому можно не сомневаться, что официальное подтверждение закрытий (т.е. облисполкомом) церквей, закрытых окрисполкомом было лишь делом времени. Так, например, уже в октябре 1930 г. закрыта не действующая с 1929 г. церковь в Турабьево, в июне 1931 г. - не действующая с февраля 1930 г. церковь в Косагово, 14 октября 1934 г. - не действующая с 1929 г. церковь в Васильеве и с 1930 г. в Красках и Рябинино . Таким образом, в Юрьев-Польском районе официально вернули 2/3 всех закрытых церквей, а фактически 40%.
30 августа 1930 г. Президиум ВЦИК постановил вернуть верующим Воскресенский собор в Юрьев-Польском, а 13 апреля - в с. Пенье Юрьев-Польского района .
В марте 1931 г. ВЦИК потребовал от Ивановского облисполкома предоставить сведения о количестве церквей по каждому району области с указанием, действует ли церкви, а также кем и как используются. (Переписка, кстати, затянулась более чем на год, до лета 1932 г.) В Юрьев-Польском районе были закрыты 22 тихоновские церкви: 8 местными организациями, 11 облисполкомом и 3 решением ВЦИК; из них 7 переоборудованы и используются, 14 используются без переоборудования и 1 снесена. В районе 87 тихоновских общин при 87 церквах .
6 февраля 1932 г. Комиссия, заслушав ходатайство Ивановского облисполкома о пересмотре постановления Президиума ВЦИК от 30.08.-30 г. о возвращении верующим Воскресенского собора в Юрьев-Польском, постановила: «В изменение постановления от 30.08.-30 г. собор ликвидировать. Поручить Прокурору ИПО привлечь к строжайшей ответственности работников Юрьев-Польского райисполкома за допущенное ими изъятие собора из пользования верующих и переоборудование вопреки запрещения ВЦИК» . 26 мая 1932 г. Комиссия ВЦИК утвердила постановление облисполкома от 8.10.-31 г. о ликвидации Троицкой церкви в с. Подольцах Юрьев-Польского района, а 19 февраля и 16 июля - постановления облисполкома от 26 и 23.01.-32 г. о ликвидации церквей в сс. Ратислав и Шипилово того же района . 16 февраля 1933 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК утвердила постановления Ивановского облисполкома от 19-24/03.-30 г. о ликвидации церквей в с. Сима Юрьев-Польского района, 20 декабря 1935 г. - постановление Ивановского облисполкома от 7/03.-35 г. о закрытии церкви в с. Пенье Юрьев-Польского района под клуб, а 20 октября 1936 г. - постановления Ивановского облисполкома от 21/07.-36 г. о закрытии церкви в с. Нестерове Юрьев-Польского района под клуб .
Обычно Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК либо помогала верующим полностью отстоять свой храм от закрытия, либо играла роль арбитра, создавая ощущение законности и правильности закрытия, требуя от местных властей глубокой проработки вопроса. Но было одно исключение. 3 апреля 1935 г. Ивановский облисполком вынес постановление о переоборудовании половины церкви в с. Матвейщево Юрьев-Польского района под электростанцию, верующие решение обжаловали. Комиссия, видимо, из-за уникальности цели закрытия, рекомендовала передать под электростанцию все здание церкви, а верующим выделить здание неспециальной постройки. К сожалению, 28 декабря облисполком передал под электростанцию все равно только полздания церкви, вторую половину использовал под гараж, а верующим предложил пользоваться любым близлежащим храмом . Так были сведены к нулю благородные задумки Комиссии; более того, получилось, что Комиссия лишила верующих храма.
В 1936 г., еще до утверждения новой, т.н. сталинской, Конституции, но возлагая на нее большие надежды, 10 августа верующие из Симы Юрьев-Польского района подали ходатайство Калинину об открытии церкви, закрытой в 1930 г. под клуб . Вероятно, ходатайство осталось без ответа - закрытие данного храма в свое время было утверждено ВЦИКом, а такие дела не пересматривались.
Поступали в Комиссию жалобы и другого рода. Так, 17 июля 1934 г. во ВЦИК приходит жалоба верующих: «При нашем Б.Петровским молитвенном здании внутри ограды имеются церковная сторожка и дощатый дорвяной сарай, которыя переданы были гр. верующих в бессрочное пользование. В настоящия време как церковная сторожка, так и сарай у церковного совета изъяты. … Обращались мы со своими просьбами к ближайшому начальству, но от него не получали никаких результатов». 4 августа Комиссия пишет в Юрьев-Польский райисполком: «С получением сего предложите Б.Петровскому с/с вернуть в пользование верующих незаконно изъятые … сторожку и сарай, составляющие неотъемлемую часть культового имущества» в с. Юрьево . В 1933 г. ВЦИК приказывает Юрьев-Польскому райисполкому проверить жалобу верующих с. Богородского о завышенных платежах .
25 февраля 1935 г. был издан Циркуляр НКФ СССР о проверке имеющихся в церквях предметов культового характера из драгоценных металлов и взыскании с общин стоимости похищенных вещей. Это вызвало, как нетрудно увидеть по жалобам верующих во ВЦИК, еще один пик в усилении гонений на Церковь в 1930-е годы. Выразился он, в первую очередь, в резком повышении платежей, в сумму которых зачисляли стоимость недостающего имущества. Даже уплата ежегодных налогов не всегда верующим была под силу, включение же в сумму платежей стоимости похищенного имущества увеличивало эту сумму в несколько раз. Т.е. в случае существенной недостачи судьба храма была предрешена - его ждало неминуемое закрытие. Так, 3 ноября 1935 г. Комиссия писала Юрьев-Польскому райфинотделу: «Прилагаемые заявления религиозного общества Больше-Кузьминского сельсовета возвратите подателям и объявите им, что их просьбы о пересмотре страхплатежей с церкви и о пересмотре решения суда об уплате за похищенные церковные ценности оставлены без удовлетворения» .
Продолжала оставаться нелегкой жизнь духовенства. 19 февраля 1934 г. священник с. Нестерова Юрьев-Польского района Ф.В. Доброхотов писал: «По закону надо испрашивать у местных советов лишь разрешение на совершение всенародных молений, привлекающих большое стечение народа… В отношении же обхода по домам верующих лицами - служителя религиозного культа (как например с иконой, крестом, молебнами) это испрашивание разрешений от местной власти существующими законоположениями не предусмотрено». Он к тому же указывал, что «в некоторых приходах местные советы не настаивают на получении разрешения для этих обходов, в иных же приходах, помимо того, что заставляют таковое разрешение брать, кроме того при выдаче этого разрешения взимают еще и плату, причем размер последней у различных сельсоветов различный»; поэтому он просит «указать, требуется ли всякий раз испрашивать на обход по домам верующих разрешений от сельсовета требуется ли вносить особый на каждый случай налог (плату) за это хождение или таковое должно совершаться без разрешений, как это и вошло в практику во многих приходах нашей области» .
26 мая 1936 г. верующие с. Большого Кузьминского Юрьев-Польского района жалуются, что у них забрали священника Н.П. Благовещенского и разорили всё у него и в церкви, хотя налоги уплачены . Ходатайство верующих о священниках - довольно уникальное явление. Известны буквально единичные примеры. Но они были! Верующие не побоялись бросить вызов всей системе!
В апреле 1938 г. специальным постановлением Президиума Верховного Совета СССР Комиссия по делам культов в числе других комиссий Президиума ЦИК СССР была ликвидирована. И хотя общую линию государства по борьбе с религией Комиссия изменить не могла, ею было не мало сделано для недопущения перегибов в религиозной политике тех лет. По большому счету защита Комиссией интересов верующих носила единичный характер, но при этом ее деятельность в какой-то мере создавала нужный образ верховной власти, представляя все перегибы в антирелигиозной политике виной исключительно местных властей.