Спасопреображенская церковь.
Преображенская церковь въ древности именовалась Богоявленскою; стоитъ она за рекою Серой вблизи Успенскаго девичьяго монастыря.
Первоначальное основанiе этой церкви можно относить къ XVI веку, къ тому времени, когда Александрова слобода была любимымъ местопребыванiемъ царя Iоанна Васильевича Грознаго; существованiе же ея въ XVII веке несомненно.
Писцовая книга «Александровой новой государевой дворцовой слободы – письма и межеванiя писца Тимофея Елизарова Маракушева и подъячаго Якова Перфильева 1677 года» даетъ следующее описанiе Богоявленской церкви.
«Въ Новой Александровой слободе подъ городомъ въ остроге слободка Мамонова, а въ ней церковь во имя Богоявленiя Господня рублена клецки: алтари у церкви и у приделовъ рублены въ четыре стены, а въ церкви царскiя двери, сень и столбцы писаны на золоте, деисусы и праздники и пророки съ праотцы писаны на краскахъ; да местныхъ образовъ: образъ Преображенiя Господня обложенъ серебромъ, окладъ басемной, пять венцовъ серебряные золочены, у Спаса ожерелье низанное въ три гнезда, да прикладу сорокъ крестовъ серебряныхъ, пятьдесятъ копеекъ серебряныхъ, пелена киндыкъ съ кумачемъ шита въ шахматъ, крестъ нашитъ мишурный; образъ Богоявленiя Господня писанъ на празелени въ кiоте; образъ Iоанна Милостиваго въ чудесехъ, образъ Николая Чудотворца писанъ на золоте въ кiоте, прикладу три венца да цаты серебряные басемные позолочены, семнадцать копеекъ серебряныхъ, пелена выбойчатая; образъ Парасквiи нарицаемые Пятницы писанъ на золоте, прикладу цата серебряная басемная, шесть крестовъ, семнадцать копеекъ, на северной двери благоразумный разбойникъ писанъ на золоте. Да въ алтари образъ Пречистыя Богородицы Умиленiя запрестольная, прикладу цата серебряна басемная, две денежки золотыя, десять копеекъ серебряныхъ»; на престоле Евангелiе, печатное въ десть, оболочено бархателью, Евангелисты серебряные басемные позолочены, крестъ благословящiй, сосуды церковные оловянные, воздухъ дорогильный красной – опушка дороги зеленые, покровцы камка красная опушка дорогильная зеленая ветхи. Да ризъ: ризы киндяшные лазоревые, оплечье камка цветная, опушка киндякъ зеленой, ризы полотняные, оплечье выбойчатое, стихарь киндяшной зеленой, оплечье киндякъ лазоревой, патрахель, поручи бархатные, ветхо все. Да книгъ печатныхъ: треодь посная, требникъ, апостолъ, минея общая ветха, другая минея общая съ праздниками, псалтирь со возследованiемъ да письмянныхъ книгъ: два октая, два трефолоя, треодь цветная, ветхи, две свечи поставныя: одна вощаная, другая древяна писана травы съ подсвечниками да свеча деревянная же выбита по жести басмою цветная съ травы, подсвешникъ жестяной, паникадило медное маленькое кисть золото съ шелкомъ. Да въ церкве на правой стороне приделъ соборъ Архистратига Михаила, а въ немъ царскiя двери, сень и столбцы и деисусы и праздники писаны на краскахъ, да местныхъ образовъ: образъ Нерукотвореннаго Спаса, образъ соборъ архистратига Михаила въ кiоте писаны на краскахъ пелены камкасейные, опушка выбойчатая да крашенинная, образъ Живоначальныя Троицы, образъ Сошествiя Святаго Духа писаны на краскахъ, образъ свв.женъ Мироносицъ прикладу два венца золоченые писанъ на краскахъ да въ алтаре образъ Пречистые Богородицы Казанскiя запрестольная; на престоле Евангелiе, писанное въ десть, Евангелисты басемные медные ветхи, сосуды церковные и блюдца медные; на престоле одежда спереди киндякъ красной, две свечи поставные деревянные съ подсвечники писаны на краскахъ съ травы. Въ трапезе семь образовъ деисусовъ старые, да въ церкви жъ по левую сторону приделъ Зосимы и Савватiя Соловецкихъ Чудотворцевъ, царскiе двери, сень и столбцы и деисусъ и праздники писаны на краскахъ; да местныхъ образовъ: образъ Пречистые Богородицы Казанскiе, образъ Зосимы и Савватiя Соловецкихъ Чудотворцевъ въ житiи писанъ на краскахъ въ кiотахъ, пелены камкасейные, опушка выбойчатая; на северной двери благоразумный разбойникъ писанъ на краскахъ; да въ алтаре образъ Пресвятыя Богородицы Одегитрiя запрестольная, на престоле одеянiе киндяшное красное, а съ трехъ сторонъ крашенина, крестъ благословящiй писанъ на краскахъ; сосуды церковные потиръ и блюдца оловянные, две свечи деревянные; кресты обиты жестью деревянные, на церкве главы чешуйчатыя, на колокольне пять колоколовъ; а отъ церкви до осыпи къ соборной (ныне теплый Покровскiй храмъ въ Успенскомъ монастыре) церкви сорокъ одна сажень, а отъ алтарей до жилыхъ дворовъ 25 сажень; а отъ паперти по четвертую сторону до попова огороду 16 сажень. А по сказке попа Никифора Андреева да старожиловъ Ганьки Кирилова съ товарищи церковь Богоявленiя Господня, а въ церкве и въ приделахъ Божiе милосердiе и ризы и книги и сосуды церковные и всякая церковная утварь и колокола – строенiе блаженныя памяти Великаго Государя и Великаго Князя Ивана Васильевича всея Русiи и Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русiи и мiрское; а построена церковь въ 1661 году на оброчной посацкой земле, что была на оброке за посацкимъ человекомъ за Якимомъ Безсоновымъ, а у церкви попъ Никифоръ Андреевъ, у него сынъ Антипко двадцати летъ; мерою двора его и огорода въ длину 41 сажень… Дьячекъ Ивашко Федоровъ, у него детей: Якушко десяти летъ, Ивашко семи летъ; мерою двора его и огорода 41 сажень въ длину.
Но эта деревянная Богоявленская церковь не была первоначальная на данномъ месте. Въ 1663 году Преосвященный Питиримъ Митрополитъ Сарскiй и Подонскiй, по челобитью крестьянъ деревни Красной Рощи, велелъ имъ «въ Александровой слободе улицы Мамоновой слободки старую церковь Богоявленiя Господня разобравъ перевезти и поставить на месте бывшей у нихъ Воздвиженской церкви». Кемъ построена эта старая церковь, сведенiй о томъ не сохранилось. Быть можетъ, она также была строенiе царя Михаила Феодоровича, будучи воздвигнута на месте едва ли уцелевшей во время Литовскаго разоренiя древнейшей церкви, созданной въ царствованiе Ивана Васильевича Грознаго.
Богоявленская церковь въ XVII веке стояла вблизи бывшихъ тогда въ Александровой слободе царскихъ хоромъ и потому въ книгахъ приказа большаго дворца значилась: «церковь Богоявленiя Господня, что на государевомъ дворе, ружная; она пользовалась изъ государева десятиннаго хлеба окладомъ ржи и овса. Въ 1692 году церковь платила въ патрiаршую казну дани 22 алтына 3 деньги и заезда гривна; въ 1712 году – рубль 2 алтына 2 деньги, какъ значится въ патрiаршихъ окладныхъ книгахъ.
Императрица Елизавета Петровна, по местному преданiю, вблизи Богоявленской церкви повелела построить каменный храмъ, посвященный свв. праведнымъ Захарiи и Елизавете
1***; причту этого храма положено было жалованiе изъ конюшеннаго ведомства, въ веденiи коего состоялъ въ Александрове конный заводъ, а служащiе при немъ приписаны приходомъ къ Елизаветинскому храму.
1*** - время построенiя этого храма определяется надписями на сохранившемся въ церкви антиминсе. Надписи следующiя: 1) «Сей Антиминсъ сiесть трапеза священная на приношенiе безкровныя жертвы въ Божественней литургiи освятися благодатiю Пресвятаго и Животворящаго духа. Сего ради имеетъ власть священнодействовати во храме свв. праведныхъ Захарiи и Елизаветы»; 2) «Повеленiемъ Благочестивейшiя Самодержавнейшiя Великiя Государыни Нашея Императрицы Елизаветы Петровны всея Россiи и Благословенiемъ Святейшаго Правительствующаго Синода. Священнодействованъ Преосвященнымъ Лвомъ, епископомъ въ богоспасаемомъ граде Москве. Лета отъ Рождества Христова 1743 iаннуарiя въ 30 день». Такимъ образомъ церковь построена была въ 1742 году, въ первый годъ царствованiя Елизаветы Петровны.
Между темъ, деревянная Богоявленская церковь обветшала, а потому въ 1760 году по прошенiю ея прихожанъ и ихъ приходскаго священника Iосифа Александрова Преосвящ. Амвросiй, епископъ Переславскiй и Дмитровскiй, благословилъ: «вместо ветхой деревянной церкви во имя Богоявленiя Господня построить въ тожъ имянованiе деревянную церковь на томъ же месте». Выстроена ли была эта новая церковь, неизвестно, но чрезъ 30 летъ деревянная Богоявленская церковь оказывается снова ветхою.
Въ 1790 году преосвященный Викторъ, епископъ Суздальскiй и Владимiрскiй, грамотою благословилъ «вместо имеющейся въ городе Александрове деревянной теплой Богоявленской церкви за ветхостью ея пристроить къ стоящему при оной холодному каменному храму вновь во имя свв. и праведныхъ Захарiя и Елизаветы каменный приделъ въ тожъ наименованiе, а ветхую деревянную церковь разобрать и употребить на отопленiе церкви и печенiе просфоръ». Этотъ Богоявленскiй приделъ въ 1795 году освященъ настоятелемъ Лукiановой пустыни игуменомъ Макарiемъ.
Въ то же время по прошенiю прихожанъ преосвященный Викторъ, епископъ Суздальскiй и Владимiрскiй, благословилъ «престолъ въ Захарiи-Елизаветинскомъ храме переименовать въ память Преображенiя Господня, а въ трапезе сего храма, на левой ея стороне устроить приделъ во имя праведныхъ Захарiя и Елизаветы»; въ 1804 году этотъ приделъ по благословенiю Ксенофонта, епископа Владимiрскаго и Суздальскаго, освященъ настоятелемъ Лукiановой пустыни, строителемъ и Владимiрской семинарiи префектомъ, iеромонахомъ Никономъ.
Съ этого времени Спасо-Преображенскiй храмъ остается неизменнымъ снаружи и внутри; наружный видъ его столпообразный, шестигранной башнею; на немъ четырехъ-конечный железный прорезной вызолоченный крестъ съ короною на верху и полулунiемъ внизу. При церкви каменная колокольня, построенная предъ 1804 годомъ.
Престоловъ въ храме три: въ настоящей холодной въ честь Преображенiя Господня, въ правомъ приделе въ честь Богоявленiя Господня, въ левомъ приделе во имя свв. праведныхъ Захарiи и Елизаветы.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена вполне достаточно. Изъ Свят. иконъ особенно замечательны следующiя: икона Рождества Богородицы (запрестольная) древняго письма, риза на ней серебряная вызолоченная, вверху въ ризе вставленъ оправленный золотомъ и украшенный по ободу гранатами небольшой камень самородъ съ дивно изобразившимся на немъ ликомъ Богоматери; икона Преображенiя Господня въ серебряной, вызолоченной ризе; Успенiя Божiей Матери – венцы украшены стразами, на Богоматери риза жемчужная, обложенная стразами; икона Знаменiя Пресвятыя Богородицы, убрусъ жемчужный; Смоленская икона Божiей Матери, убрусъ жемчужный съ разноцветными вставками – древняя местная храмовая; икона Покрова Пресвятыя Богородицы, риза на Богоматери жемчужная; икона Боголюбивой Божiей Матери, риза жемчужная, вынизана по глазету, венецъ вызолоченный съ разноцветными вставками, и наконецъ местно чтимая икона преп. Евфимiя Великаго. Въ трапезе храма по стенамъ помещены уцелевшiя отъ древней церкви и упоминаемыя писцовой 1677 года книгой иконы: Святаго Николая Чудотворца, Святой Параскевы, Нерукотвореннаго Спаса, Архистратига Михаила, Живоначальныя Троицы, Божiей Матери Казанская.
Церковные документы хранятся въ целости: копiи съ метрическихъ книгъ съ 1802 года, исповедныя росписи съ 1807 года.
Причта по штату съ 1885 года положено: священникъ и псаломщикъ. Земли при церкви нетъ. На содержанiе причта получается: а) отъ вкладныхъ капиталовъ 101 руб. 75 коп.; б) отъ хлебныхъ сборовъ 15 руб. и в) отъ службъ и требоисправленiй 875 руб, а всего 991 руб. 75 коп. Церковныхъ домовъ для причта нетъ.
Въ приходе по исповеднымъ росписямъ числится: а) въ городе 378 душъ мужскаго пола и 445 женскаго, б) въ
Подмонастырной слободке - 45 душъ мужскаго пола и 60 женскаго и в) въ
Мамоновой слободке - 44 души мужскаго пола и 49 женскаго; все православные.
Въ приходе есть школа грамоты; учащихся въ 1892 – 93 г.г. было 17.
В советское время храм закрыт, в 1920 г. разрушены его колокольня и каменная ограда. В здании храма были размещены реставрационные мастерские. Здание сохранилось.