Краеведческое общество: Статистическое описание и история храмов Ополья - Краеведческое общество

Перейти к содержимому

  • (24 Страниц)
  • +
  • « Первая
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • Последняя »

Статистическое описание и история храмов Ополья

#161 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 406
  • Регистрация: 13 Октябрь 10

Отправлено 10 Ноябрь 2011 - 11:43

Корельская слободка.
Корельская слободка отъ Владиміра въ 34-хъ верстахъ, а отъ Суздаля въ 11-ти верстахъ, при речке Уршме.
Историческихъ известій о семъ селе не имеется; но, несомненно, поселеніе это древнейшее, и первые жители его принадлежали къ Корельскому племени, по имени котораго и называется село. Церковь въ селе въ первый разъ построена въ 1863 году тщаніемъ прихожанъ; зданіемъ каменная, съ таковою же колокольнею. Престолъ въ ней одинъ—во имя Свят. великомуч. Дмитрія Солунскаго; въ 1881 году средствами прихожанъ построена другая, теплая церковь, каленная же, также съ однимъ престоломъ въ честь препод. Сергія Радонежскаго Чудотворца. Церковные документы хранятся въ церкви со времени ея основанія,—съ 1863 года. При церкви имеется земли: усадебной 1,560 кв. саж., сенокосной 3 дес. и пахатной 30 дес. Планъ на землю хранится въ церковной ризнице. Причта по штату положено: священникъ и псаломщикъ. Церковнослужители на содержаніе получаютъ: отъ земли до 240 р. с., отъ сбора зерновымъ хлебомъ 15 руб. сер. и за требоисправленія до 10 5 руб. сер., а всего около 360 руб. сер. въ годъ. Кроме того, причтъ пользуется половиною доходовъ отъ приписнаго прихода села Перелогъ; другою же половиною пользуется причтъ села Константинова. Дома причтъ имеетъ собственные, на церковной земле. Въ селе числится 84 двора, 243 души мужескаго пола и 273 женскаго пола.

Карельская слободка. Церковь Димитрия Солунского http://sobory.ru/art...ml?object=02101
Карельская слободка. Церковь Сергия Радонежского http://sobory.ru/art...ml?object=02102

0

#162 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 406
  • Регистрация: 13 Октябрь 10

Отправлено 14 Ноябрь 2011 - 11:45

Суздальским уездом заниматься не планировал, но так как у меня есть заинтересованность в нескольких селах нынешнего Посадского района, то размещу информацию по Муравкину, Закомелью, Ярышеву.
0

#163 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 406
  • Регистрация: 13 Октябрь 10

Отправлено 14 Ноябрь 2011 - 11:48

Муравкино.
Село Муравкино отъ Владиміра въ 60-ти верстахъ, и отъ Суздаля въ 25-ти верстахъ, при колодцахъ.
Муравкино до 1864 года было деревней и состояло въ приходе села Ярышева. Въ 1864 году крестьяне деревни Муравкиной при участіи крестьянъ соседнихъ деревень: Бексаревой и Шестовой, съ разрешенія Епархіальнаго Начальства, построили свою церковь и образовали самостоятельный приходъ. Церковь зданіемъ каменная, двухъэтажная, пятиглавая; при ней колокольня каменная же. Престоловъ въ церкви два: въ нижнемъ этаже —въ честь Святителя и Чудотворца Николая и въ верхнемъ этаж —во имя Св. великомученика Георгія. Церковь именуется Николаевской. Утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена въ достаточномъ количестве. Изъ церковной утвари заслуживаетъ вниманія напрестольный ковчегъ для храненія Св. Даровъ съ двумя сребропозлащенными гробницами. На одной гробнице изображено Воскресеніе Спасителя, съ надписью: «агнцу седящему на престоле»; на другой гробнице имеется надпись: «жертва о упокоеніи Софіи». Ковчегъ пожертвованъ местнымъ священникомъ о. Михаиломъ Архидіаконскимъ на поминовеніе умершей жены Софіи. Изъ богослужебныхъ книгъ заслуживаетъ вниманіе Напрестольное Евангеліе печати 176 4 г.,—даръ священника Гавриловскаго посада о. Николая Скабовскаго. При церкви земли: усадебной одна десятина, сенокосной 3 десятины и пахатной 30 десятинъ; планъ на землю и межевая книга имеются и хранятся въ церкви. Причта положено: священникъ и псаломщикъ. На содержаніе причтъ получаетъ: отъ земли 325 p., за требоисправленія 525 p., а всего 850 рублей въ годъ. Дома причтъ имеетъ собственные, на церковной земле. Приходъ: село и деревни: Бексарево и Шестово; дворовъ въ приходе 140, душъ мужескаго пола 371 и женскаго пола 455 душъ. Съ 1883 года въ селе существуетъ земская народная школа.
0

#164 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 406
  • Регистрация: 13 Октябрь 10

Отправлено 15 Ноябрь 2011 - 11:41

Ярышево.
Ярышево находится отъ Владиміра въ 60-ти верстахъ, а отъ Суздаля въ 23-хъ верстахъ, при речке Воймиге.
Историческихъ известій о семъ селе не имеется. Въ настоящее время въ селе существуютъ две церкви—Георгіевская и Богоявленская, зданіемъ каменныя, съ таковою же колокольнею. Церковь въ честь Св. великомуч. Георгія (холодная) съ колокольнею построена въ 1777 году. Престолъ въ ней одинъ. Церковь въ честь Богоявленія Господня (теплая) построена въ 1793 году; въ 1888 году въ ней сделанъ приделъ въ честь Успения Божіей Матери. Престоловъ въ ней два. Церковные документы хранятся: копіи съ метрическихъ книгъ съ 1802 года, а исповедныхъ росписей съ 1817 года. Опись церковнаго имущества составлена въ 1881 г.,—хранится въ церкви. При церкви имеется земли: усадебной одна десятина, сенокосной 2 дес. 1,200 саж. и пахатной 29 дес; неудобной земли 1,200 саж. Планъ и межевая книга на землю имеются. Причта по штату положено: священникъ и псаломщикъ. Годоваго содержанія причтъ получаетъ: за требоисправленія до 400 руб. сер., процентовъ съ церковнаго капитала 54 р. 60 к. и отъ земли 250 руб. cеp., а всего около 705 руб. Дома причтъ имеетъ собственные, на церковной земле. Приходъ состоитъ изъ одного села, въ которомъ числится 159 дворовъ, душъ мужескаго пола 465, а женскаго пола 503. Съ 1872 г. въ селе существуетъ земская народная школа и помещается въ наемномъ доме. Приходъ состоитъ изъ одного села, въ которомъ числится 159 дворовъ, душъ мужескаго пола 465, а женскаго пола 503. Съ 1872 г. въ селе существуетъ земская народная школа и помещается въ наемномъ доме.
0

#165 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 406
  • Регистрация: 13 Октябрь 10

Отправлено 16 Ноябрь 2011 - 11:46

Закомелье.
Село Закомелье отъ Владимира въ 57-ми верстахъ, а отъ Суздаля въ 24-хъ верстахъ, при реке Воймиге.
Названіе село получило отъ пустоши «Комля», находящейся во владеніи сельскихъ прихожанъ. Церковь въ селе каменная, двухъэтажная; построена усердіемъ прихожанъ въ 1805 году, вместо ветхой деревянной. Колокольня каменная. Престоловъ въ церкви два: въ верхнемъ этаж —въ честь Святителя и Чудотворца Николая, а въ нижнемъ—во имя Св. пророка Иліи. Церковные документы хранятся въ целости: копіи съ метрическихъ книгъ съ 1803 г., а исповедныхъ росписей съ 1828 г. Опись церковнаго имущества составлена въ 1880 году,—хранится въ церкви. Церковной земли имеется: усадебной одна десят. 1,050 кв.саж., сенокосной 3 десят. и пахатной 30 дес.; въ пустоше Филиной земли 12 дес. 799 кв. caж. Документовъ на землю не имеется. Церкви принадлежитъ каменная часовня на кладбище, устроенная прихожанами въ 1887 году. Причта по штату положено: священникъ и псаломщикъ. Годоваго дохода на содержаніе причтъ получаетъ: отъ земли 300 руб. сер., за требоисправленія до 200 руб. сер. и отъ сбора зерновымъ хлебомъ 12 руб. сер., а всего около 512 руб. сер. Дома причтъ имеетъ собственные, на церковной земле. Приходъ состоитъ изъ одного села, въ которомъ числится 87 двор., душъ мужескаго пола 270, а женскаго пола 296 душъ. Съ 1883 г. въ селе существуетъ земская народная школа.
0

#166 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 406
  • Регистрация: 13 Октябрь 10

Отправлено 18 Ноябрь 2011 - 13:23

В начале темы поместил информацию о Михайло-Архангельском монастыре из "Владимирского сборника". 1857 г. К.Тихонравова.
0

#167 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 406
  • Регистрация: 13 Октябрь 10

Отправлено 08 Декабрь 2011 - 10:06

На сайте «Архивного департамента администрации Владимирской области» http://www.ao.avo.ru/
появилась вот такая информация:

Справочник по фондам Государственного архива Владимирской области.
Оп. 14, ед.хр. 134, 1895-1904, 1907-1917 гг.
Метрические книги церквей г.Юрьев-Польского и Юрьев-Польского уезда (консисторские экземпляры).
http://www.ao.avo.ru...9&id2=14&id3=18
Оп. 23, ед.хр. 454, 1837-1923 гг.
Метрические книги церквей Юрьевского уезда (приходские экземпляры).
http://www.ao.avo.ru...9&id2=23&id3=51
1

#168 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 406
  • Регистрация: 13 Октябрь 10

Отправлено 14 Декабрь 2011 - 11:46

Добавил информацию по Петропавловскому монастырю, присланную Валерием (см. "Вознесенская церковь").
0

#169 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 406
  • Регистрация: 13 Октябрь 10

Отправлено 15 Декабрь 2011 - 12:17

РАЗДЕЛ 2

История закрытия храмов Ополья

(Цикл приведенных статей подготовлен краеведом Андреем Ершовым)
1

#170 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 406
  • Регистрация: 13 Октябрь 10

Отправлено 15 Декабрь 2011 - 12:36

О закрытии церкви в с. Андреевское
Автор: А.Л. Ершов

Угроза закрытия над церковью в с. Андреевском Небыловского района нависла в 1936 г. Так, 31 марта жители д. Мукино постановили церковь закрыть, а колокола сдать в металлолом. 3 апреля перед учащимися Андреевской неполной средней школы выступила директор Талантова: «Каждая минута, ребята, особенно в последней четверти, нам всем дорога. Эта четверть завершает наш учебный год, успехи надо закрепить, недостатки исправить. На примере первого урока сегодня, когда нам его сорвали звоном, надо сказать, что подобные явления нами не могут быть терпимы. Не надо допускать срыва уроков, нам надо, ребята, просить президиум райисполкома о прекращении колокольного звона». Выступление директора школы поддержал ученик Костя Давыдов: «Нам надо учиться, но когда звонят, ничего не слышно; что срывает учебу». Затем еще несколько учеников и учителей высказались в поддержку данного решения, после чего все (198 человек) единогласно проголосовали за прекращение колокольного звона . Вопрос о закрытии храма на собрании в школе почему-то не ставили. Незаконность сбора подписей среди несовершеннолетних никого не смутила.
5 апреля в д. Денисьево прошло собрание по вопросу закрытия храма (о прекращении звона вопрос не поднимали). Из 30 человек 13 проголосовали за, 12 против, 5 воздержались. В протоколе собрания было записано, что «большинством голосов» церковь постановили закрыть. В тот же день прошло собрание в колхозе «Новый Восход» (д. Душилово). За закрытие было 25 человек, против – 6; кроме того, просили передать им один из колоколов с церкви для замены прохудившегося. 15 мая вопрос о прекращении колокольного звона и закрытии церкви обсуждали в колхозе «Страна Советов» (д. Тартышево): 33 человека были за и 4 против. Средства от колоколов было решено использовать на постройку школы в Тартышеве .
Обращает на себя внимание следующий факт: только школа постановила «просить райисполком» (о прекращении колокольного звона), колхозники же постановляли закрыть церковь. Возможно, они считали, что данный вопрос находится в их компетенции, и не знали, что о закрытии они могут лишь ходатайствовать перед вышестоящими инстанциями. На это косвенно указывает то, что после вынесения этих постановлений почти полтора года никем (ни райисполкомом, ни облисполкомом) не ставился вопрос об окончательном закрытии церкви, зато уже к моменту вынесения постановления райисполкомом зимняя часть церкви была закрыта . Данный сценарий развития событий не соответствовал закону, но есть большая вероятность, что про это не знали ни те, кто закрывал храм, ни верующие (до постановления облисполкома они никак не пытались опротестовать подобные нарушения закона). Кстати, и постановление школы «просить райисполком о прекращении колокольного звона» на полтора года осталось лишь словами – по крайней мере, райисполком никак не отреагировал на просьбу; скорее всего из-за того, что и не знал о нем.
9 сентября 1937 г. на собрании колхоза «Красная Заря» (присутствовало 120 человек) снова подняли вопрос о прекращении колокольного звона. Сначала выступил с докладом Голдобин, в нем он доказывал, что звон мешает пораньше выходить на работу. Его поддержали Белов Н.С., Горев И.Б., Чекуров М.С., а Гордеев И.В. и Иванов И.С. предлагали и саму церковь закрыть. Против выступили 4 человека: Давыдова, Панова, Т.С. Белова, У. Пяточкова. Впоследствии они ушли с собрания и других призывали. В итоге собравшиеся постановили прекратить звон и просить здание церкви под склад у выше стоящих органов. Примечательно, что в выписке из постановления собрания на Давыдову и Панову приводится компромат: первая «скрывала поповское имущество от органов НКВД», а вторая – жена бывшего писаря . Не известно, были ли они впоследствии репрессированы, но местные активисты почву для этого подготовили, поиск классовых врагов был поставлен на поток.
13 сентября президиум Небыловского райисполкома, заслушав постановления колхозников, постановил: «На основании ходатайств колхозников всех колхозов Андреевского сельсовета о закрытии церкви в с. Андреевском, договор с Андреевским религиозным обществом расторгнуть, церковь как молитвенное здание ликвидировать, использовав часть здания (уже закрытой зимней церкви) под избу-читальню и летнюю церковь под склад зерна Андреевского колхоза. Средства на оборудование избы-читальни выделены из районного бюджета. Верующие Андреевского общества могут исполнять свои религиозные обряды в Лыковской церкви Небыловского района, находящейся в 5 км от с. Андреевское». В этот же день райисполком постановил: «На основании ходатайств о прекращении колокольного звона в с. Андреевском со стороны общего собрания колхозников и служащих с. Андреевское (присутствовало 120 человек), учащихся Андреевской неполной средней школы (198 человек), колхозников д. Денисьево (13 человек), д. Душилово (25 человек), д. Мукино, – просить президиум облисполкома прекратить колокольный звон в с. Андреевском». На другой день райисполком выслал весь материал по закрытию в облисполком .
2 октября 1937 г. президиум Ивановского облисполкома постановил: «Учитывая ходатайства граждан с. Андреевское, Денисьево, Душилово, Мукино и Тартышево о закрытии церкви в с. Андреевском Андреевского сельсовета Небыловского района, – договор с религиозным обществом на пользование указанной церковью расторгнуть, церковь эту, как молитвенное здание, ликвидировать и передать Небыловскому райисполкому для использования под культурные нужды» . В отличие от райисполкома облисполком не включает несовершеннолетних Андреевской неполной средней школы в число ходатаев о закрытии церкви. При этом следует отметить большую обстоятельность постановления райисполкома: указана не только причина закрытия, как у облисполкома, но и цель, наличие средств на переоборудование, расстояние до ближайшего храма.
Только 14 октября райисполком уведомил верующих о постановлении облисполкома о закрытии храма и запрещении звона. Верующие воспользовались своим правом опротестовать это решение и 16 октября написали в «Московский облисполком» просьбу отменить решение облисполкома, т.к. долгов нет. Под письмом было 19 подписей . Почему удалось собрать так мало подписей, не представляется возможным установить, ведь только в процессе голосований на общеколхозных собраниях 26 человек открыто высказались против закрытия. Более того, верующие довольно опрометчиво поступили, поставив такое количество подписей, – это число могло быть понято как отсутствие минимального состава религиозного общества (по закону для его функционирования требовалось не менее 20 человек). Этот аргумент не был использован ни облисполкомом, ни ВЦИКом – оказалось достаточно упомянутых в постановлении райисполкома о закрытии храма.
23 октября облисполком переслал весь материал по делу о закрытии храма во ВЦИК. 3 ноября Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК составила заключение: «Церковь закрыта решение президиума облисполкома от 2 октября 1937 г. Здание предполагается использовать под библиотеку-читальню. План переоборудование и смета – нет. Средства на переоборудование отпущены из суммы по самообложению. Ближайшая действующая церковь остается в 5 км. Основания закрытия: требования большинства населения. Массовая работа вокруг закрытия проведена. Верующие в жалобе указывают, что они церковь содержали в порядке и задолженности нет. Дополнительными данными установлено, что зимняя часть церкви уже используется под библиотеку, а летняя под ссыпку зерна. Полагаю: церковь ликвидировать, здание переоборудовать под библиотеку-читальню». 25 декабря 1937 г. Президиум ВЦИК постановил: «Постановление президиума облисполкома утвердить, церковь закрыть, здание передать под культурно-просветительские цели» .
Примечательно, что ВЦИК не приказывает применить какие-либо санкции к лицам, проведшим закрытие храма с нарушениями закона, как это иногда случалось в предыдущие годы. Важно, что ВЦИК настаивает на использовании храма только под культурно-просветительские цели (продолжение использования его под ссыпку зерна могло давать верующим надежды на возвращение храма в будущем им для богослужений). Кроме того, храм в с. Лыкове, который был рекомендован верующим для удовлетворения религиозных потребностей, сам переживал не лучшие времена – с 1935 г. шло его закрытие.

По материалам ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 736. Л. 12.
1

#171 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 406
  • Регистрация: 13 Октябрь 10

Отправлено 16 Декабрь 2011 - 12:22

О закрытии храмов в с. Лыково
Автор: А.Л. Ершов

Деревянный храм в с. Лыково (тогда оно входило в Юрьев-Польский район) был закрыт постановлением облисполкома 24 января 1930 г. Постановление гласило: «Принимая во внимание, что указанная церковь фактически закрыта и для религиозных нужд не используется, так как в с. Лыково имеются еще две каменные церкви, полностью удовлетворяющие религиозные потребности верующих, что граждане этого села на своем общем собрании вынесли решение об использовании этой церкви для культурно-просветительных целей, а также выразили желание произвести переоборудование ее для этих целей своими силами и средствами – передать указанную церковь местному сельсовету для использования под народный дом» .
Тучи закрытия над другим храмом с. Лыково стали сгущаться в 1935 г. (теперь оно уже относилось к Небыловскому району). На заседании правления лыковского колхоза «Трудовик» (37 человек) 17 октября был поднят вопрос о передаче зимней церкви в селе под складочное помещение – все единогласно одобрили это решение. На следующий день состоялись общие собрания 2-й бригады (30 человек) и 3-й и 4-й бригад (78 человек), на которых также постановили передать церковь под складочное помещение .
Почти через год, 16 июля 1936 г. на заседании колхоза «Искра» (д. Выремша Небыловского района) «постановили большинством голосов передать для ссыпного пункта Лыковскую зимнюю церковь» (30 человек). 7 августа на собрании колхоза «7 ноября» (д. Чурилово того же района), на котором присутствовало 46 человек, из которых 17 женщин, единогласно постановили закрыть церковь .
Ивановский облисполком закрыл эту церковь 13 августа 1936 г., 18 августа постановление облисполкома объявили верующим. 22 августа верующие опротестовали это постановление в Президиуме ВЦИК. В письме М.И. Калинину они писали, что церковь обслуживает 4 большие селения (до 3000 человек), «соседняя церковь за 2 реками на расстоянии 10 км. Церковь не имеет задолженности и вполне справна для службы». Указывают, что как такового собрания о закрытии не было – был лишь сбор подписей. Собрания верующих не было, и они даже не знали о происходящем. Все это, с их точки зрения, является противоправным. Под письмом 62 подписи .
28 августа Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК затребовала у облисполкома все дело о закрытии храма. А получив его, уже 13 сентября составила заключение на закрытие храма: «Церковь закрыта постановлением президиума облисполкома от 13/08. – 36 г. Здание предполагается использовать под хозяйственные нужды (зимняя часть – пункт заготзерно по приемке; летняя часть – районная мельница). План переоборудования ------------. Смета переоборудования -----------. Ближайшая действующая церковь в 4 км. Основания закрытия: ходатайства населения. Массовая работа вокруг закрытия церкви – высказалось за закрытие церкви 500 человек. Верующие в жалобе указывают, что ближайшая церковь не в 4, а в 7 км. Полагаю: церковь закрыть» . Странно, что в заключении исказили указанное верующими расстояние до ближайшего храма. Непонятно, почему Комиссия утвердила закрытие при отсутствии плана и сметы переоборудования. Но всего удивительнее, что так и не появилось окончательное постановление Президиума ВЦИК о закрытии церкви, почему-то вдруг в последний момент к закрытию решили подойти со всей строгостью. В соответствии с законом до окончательного решения вопроса храм должен был находиться в пользовании общины.
Тем временем верующим с. Лыково запретили пользоваться колокольным звоном. 27 декабря 1936 г. прокурору Небыловского района поступает «просьба проверить правильность заявления председателя религиозного общества с. Лыкова о том, что уполномоченный НКВД единолично запретил колокольный звон посредством вызова к себе служителя культа». 16 января 1937 г. прокурор ответил, что о запрещении колокольного звона и передаче церкви было ходатайство граждан перед райисполкомом, которое 13 августа 1936 г. облисполком удовлетворил . Данным распоряжением уполномоченный НКВД показал, что, по его мнению, рассмотрение Президиумом ВЦИК вопроса о закрытии храма не мешало сокращать другие проявления религиозности, например, колокольный звон. И не только: вскоре были запрещены крестные ходы. Так, в начале 1937 г. верующие пишут в Комиссию по делам культов при Президиуме ВЦИК: «Юрьев-Польский райисполком предлагал Небыловскому сельсовету не чинить препятствий к хождению со святом по домам, т.к. на это дело особых распоряжений не требуется. Но Небыловский сельсовет до сих пор, не обращая внимание на все вышеизложенное, не допускает хождения со святом. Так не разрешил в Николу 19 декабря, в Рождество и Крещение». Указывают, что приход состоит из с. Лыково, д. Слуды, Чурилова, Выремши (400 домов). «Приход чисто православный и глубоко верующий: ни одного некрещеного нет и погребений без отпеваний тоже нет. Схождения на жительство без соблюдения таинства брака бывают, хотя есть и соблюдающие это таинство брака». Указывают, что ограничение прав карается законом ссылками на ст. 123 и 124 Конституции .
10 октября 1937 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК возвратила в облисполком для дооформления дело о закрытии храма в с. Лыкове. 20 февраля 1938 г. она в очередной раз требовала у облисполкома выслать весь материал, необходимый для утверждения закрытия (план использования, смета, фотоснимки, справка о наличии средств на переоборудование и т.д.) . А уже в апреле Комиссия была ликвидирована специальным постановлением Президиума Верховного Совета СССР. Положение церкви стало более чем неопределенным. Верующие продолжали считать храм действующим, налоги уплачивали, имущество охраняли . Благодаря этому уже 11 марта 1944 г. решением СНК СССР храм официально открыли, в один день с Успенским собором во Владимире, раньше всех других церквей на Владимирщине .

ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 19. Л. 113.
ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 695. Лл. 24, 26, 25
Пэнэжко О. Город Юрьев-Польский, храмы Юрьев-Польского района. - Владимир, 2005. Сс. 35, 102-104, 67-68, 147.
ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 21. Л. 102.

1

#172 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 406
  • Регистрация: 13 Октябрь 10

Отправлено 19 Декабрь 2011 - 12:26

Положение Русской православной церкви в 1930-е гг. на территории Юрьев-Польского района (на материале Госархива РФ)
Автор: А.Л. Ершов

В конце 1920-х гг. началась вторая «волна» открытого гонения на Церковь (первой попыткой силового решения по уничтожению религии были годы Гражданской войны 1918-1921 гг.).
В 1929 г. Владимирским губисполкомом утверждено закрытие церкви в с. Парше Юрьев-Польского района . В 1930 г. Ивановским облисполкомом были утверждены закрытия в с. Сима, Беляницыно, Ворогово, Каблуково, Григорьево, Кузьминское, Краски, Рябинино, Красное, Кучки, Некоморно, Теньки, Туково Юрьев-Польскокого района . В действительности количество ликвидированных храмов было намного больше: в последующие годы в постановлениях о ликвидации некоторых храмов нередко указывалось в качестве 1 из причин закрытия нефункционирование их с 1929/1930 г.; наблюдались случаи изъятия у верующих части храма.
Совпадение по времени массовой коллективизации и повсеместного изъятия у верующих церквей не являлось случайным: второе было следствием первого. Колхозы создавались беднейшими жителями деревни, зачастую при отсутствии самого необходимого инвентаря, семян, лошадей, скота, поэтому для создания хотя бы какой-то базы изымали церкви под склады или культурно-просветительного учреждения; колокола и другие металлические вещи культового характера сдавались в переплавку, чтобы на вырученные средства закупить необходимый минимум вещей. Естественно, что этих мер было недостаточно для обеспечения устойчивости новосоздававшихся колхозов, поэтому далее следовало раскулачивание всех более или менее благополучных по материальному положению односельчан и лиц чуждого социального происхождения, т.е. духовенство почти всегда оказывалось раскулаченным. А. Гоглов в книге «Владимирское лихолетье» цитирует хранящееся в архиве г. Юрьев-Польского дело секретных заседаний президиума райисполкома по раскулачиванию за 1930 г.: «Материал Симского сельсовета о дополнительной муниципализации дома, погреба, амбара у благочинного Симской волости, духовника кн. Голицина, Молчанова Николая Федоровича. Помещения использовать под квартиры педагогического персонала… О дополнительной муниципализации дома с 2 сараями бывшего протоиерея Георгиевского собора, ныне закрытого, бывшего члена Государственной думы и Святейшего Синода Знаменского А.В. …» . Положение духовенства изменилось только после выхода статьи И.В. Сталина «Головокружение от успехов».
8 апреля 1929 года Президиумом ВЦИК было принято постановление «О религиозных объединениях», определившее практическую политику государства по отношению к религиозным обществам - общинам. На этом же заседании Президиум ВЦИК принял решение о создании при ВЦИК постоянной комиссии по вопросам культов для решения вопросов, связанных с деятельностью религиозных объединений. На Комиссию возлагались обязательства «общего руководства и наблюдения за правильностью проведения в жизнь политики партии и правительства в области применения законов о культах на всей территории РСФСР», ею осуществлялась разработка проектов законодательных актов, связанных с культами, дача экспертных заключений Президиуму ВЦИК по этим вопросам, систематизация соответствующих законодательных актов и постановлений ВЦИК и СНК РСФСР, общий учет религиозных объединений, рассмотрение жалоб верующих на нарушение в сфере законодательства о культах.
Так, 6 апреля Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК запретила выселять служителей культа из квартир, считать кулаками, отсылать на лесоразработки и другие трудовые повинности только за наличие сана, постановила «предложить местным финорганам при взимании подоходного налога считаться с наличием фактического заработка и возможностью уплаты требуемых сумм; … не допускать предъявления требований на продукты, не являющиеся собственным производством, и не допускать превышения установленных норм для данной местности. Наблюдение за выполнение настоящего постановления возложить на Прокуратуру, предложив последней нарушителей привлекать к уголовной ответственности» . Ситуация в Ивановской промышленной области была под особым контролем. 11 декабря 1930 г. Комиссия пишет в Ивановский облисполком: «Несмотря на прямую директиву правительства относительно обложения служителей культа, РИК’и ИПО продолжают облагать их по своему личному усмотрению и в нарушение всех существующих законоположений, а к лицам, несвоевременно уплачивающим явно непосильные налоги, применяют разного рода репрессии, вплоть до отдачи под суд и отобрания имущества. <…> Служитель культа Сущевский Ив. из с. Клин Юрьев-Польского района в 28-29 гг. платил налога около 50 рублей; в этом году, несмотря на отсутствие увеличения дохода от сельского хозяйства, ему предложено уплатить 564 рубля сельхозналога и 564 рубля самообложения. Несмотря на явное увеличение налога и самообложения и несмотря на справку сельского общества, заверенную сельсоветом, о незначительных доходах Сущевского, райисполком отказался пересмотреть дело и приступил к принудительному изъятию у Сущевского имущества. Таких явлений весьма много, на которые ВЦИК обращал внимание Облфинотдела, но последний, вместо прямого выполнения распоряжений правительства, рассмотрение затягивает настолько долго, что места успевают свободно распродать имущество и неплательщиков отдать под суд. <…> М.И. Калинин поручил [Ивановскому облисполкому] в самом срочном порядке проверить выполнение РИКами и Облфинотделом постановление Президиума ВЦИК 380/с и принять меры к лицам, не желающим выполнять распоряжения правительства. Дело Сущевского должно быть пересмотрено и взыскание немедленно приостановлено» .
Наибольшее место в работе Комиссии занимало решение вопросов, связанных с закрытием культовых зданий. Так, с марта 1930 г. между ВЦИК и Александровским окрисполкомом завязалась переписка по поводу закрытия церквей в Александровском округе. Последний включал в себя ныне входящие во Владимирскую область Александровский, Киржачский, Кольчугинский и Юрьев-Польский районы; кроме того, Переславль-Залесский и Нагорьевский районы (сейчас Ярославская область) и Гаврилово-Посадский (ныне Ивановская область).
В Юрьев-Польском районе было больше всего церквей - 113, в т.ч. 9 в городе. До 1 октября 1929 г. было закрыто 8 церквей. К 16 марта 1930 г. в г. Юрьев-Польском 6 церквей были закрыты и 2 находились в пользовании верующих. Во время коллективизации, по данным на 11 мая 1930 г., было закрыто 44 церкви (в городе закрыто 2), из этих 44 закрытий 32 было утверждено РИКом (поэтому 12 церквей были «механически» открыты), из 32 окрисполкомом утверждены только 29, а из них только 16 утверждены облисполкомом . В результате уточнения данных в середине июня 1930 г. выяснилось, что, при сохранении цифры 12 административно закрытых (а потом «механически» открытых) церквей, РИКом было закрыто не 32 церкви, а 40; из них окрисполкомом утверждено не 29, а 32; а облисполкомом утверждено к закрытию не 16, а 18 церквей. Т.о. верующим было возвращено 35 церквей, под другие цели было использовано 18 церквей. При этом отмечалось, что среди церквей, возвращенных верующим, некоторые не используются из-за отсутствия священника . Сохранились и данные об использовании церквей: 15 церквей стали клубами либо красными уголками, 1 - Нардомом, 1 - столовой, 1 - ткацкой (итого - 18, т.е. число официально закрытых облисполкомом церквей); кроме того: 5 церквей закрыто либо пустует (что, в общем-то, одно и то же) и 6 используется под ссыпной пункт либо семфонд (самый легкий способ перепрофилирования церкви - не пустовать же зданию). Итого фактически закрыто 29 церквей, т.е. почти столько церквей и было официально закрыто окрисполкомом. Следует заметить, что факт пустования церкви и уж тем более факт использования ее в трудовых целях был достаточным основанием для ее закрытия, поэтому можно не сомневаться, что официальное подтверждение закрытий (т.е. облисполкомом) церквей, закрытых окрисполкомом было лишь делом времени. Так, например, уже в октябре 1930 г. закрыта не действующая с 1929 г. церковь в Турабьево, в июне 1931 г. - не действующая с февраля 1930 г. церковь в Косагово, 14 октября 1934 г. - не действующая с 1929 г. церковь в Васильеве и с 1930 г. в Красках и Рябинино . Таким образом, в Юрьев-Польском районе официально вернули 2/3 всех закрытых церквей, а фактически 40%.
30 августа 1930 г. Президиум ВЦИК постановил вернуть верующим Воскресенский собор в Юрьев-Польском, а 13 апреля - в с. Пенье Юрьев-Польского района .
В марте 1931 г. ВЦИК потребовал от Ивановского облисполкома предоставить сведения о количестве церквей по каждому району области с указанием, действует ли церкви, а также кем и как используются. (Переписка, кстати, затянулась более чем на год, до лета 1932 г.) В Юрьев-Польском районе были закрыты 22 тихоновские церкви: 8 местными организациями, 11 облисполкомом и 3 решением ВЦИК; из них 7 переоборудованы и используются, 14 используются без переоборудования и 1 снесена. В районе 87 тихоновских общин при 87 церквах .
6 февраля 1932 г. Комиссия, заслушав ходатайство Ивановского облисполкома о пересмотре постановления Президиума ВЦИК от 30.08.-30 г. о возвращении верующим Воскресенского собора в Юрьев-Польском, постановила: «В изменение постановления от 30.08.-30 г. собор ликвидировать. Поручить Прокурору ИПО привлечь к строжайшей ответственности работников Юрьев-Польского райисполкома за допущенное ими изъятие собора из пользования верующих и переоборудование вопреки запрещения ВЦИК» . 26 мая 1932 г. Комиссия ВЦИК утвердила постановление облисполкома от 8.10.-31 г. о ликвидации Троицкой церкви в с. Подольцах Юрьев-Польского района, а 19 февраля и 16 июля - постановления облисполкома от 26 и 23.01.-32 г. о ликвидации церквей в сс. Ратислав и Шипилово того же района . 16 февраля 1933 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК утвердила постановления Ивановского облисполкома от 19-24/03.-30 г. о ликвидации церквей в с. Сима Юрьев-Польского района, 20 декабря 1935 г. - постановление Ивановского облисполкома от 7/03.-35 г. о закрытии церкви в с. Пенье Юрьев-Польского района под клуб, а 20 октября 1936 г. - постановления Ивановского облисполкома от 21/07.-36 г. о закрытии церкви в с. Нестерове Юрьев-Польского района под клуб .
Обычно Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК либо помогала верующим полностью отстоять свой храм от закрытия, либо играла роль арбитра, создавая ощущение законности и правильности закрытия, требуя от местных властей глубокой проработки вопроса. Но было одно исключение. 3 апреля 1935 г. Ивановский облисполком вынес постановление о переоборудовании половины церкви в с. Матвейщево Юрьев-Польского района под электростанцию, верующие решение обжаловали. Комиссия, видимо, из-за уникальности цели закрытия, рекомендовала передать под электростанцию все здание церкви, а верующим выделить здание неспециальной постройки. К сожалению, 28 декабря облисполком передал под электростанцию все равно только полздания церкви, вторую половину использовал под гараж, а верующим предложил пользоваться любым близлежащим храмом . Так были сведены к нулю благородные задумки Комиссии; более того, получилось, что Комиссия лишила верующих храма.
В 1936 г., еще до утверждения новой, т.н. сталинской, Конституции, но возлагая на нее большие надежды, 10 августа верующие из Симы Юрьев-Польского района подали ходатайство Калинину об открытии церкви, закрытой в 1930 г. под клуб . Вероятно, ходатайство осталось без ответа - закрытие данного храма в свое время было утверждено ВЦИКом, а такие дела не пересматривались.
Поступали в Комиссию жалобы и другого рода. Так, 17 июля 1934 г. во ВЦИК приходит жалоба верующих: «При нашем Б.Петровским молитвенном здании внутри ограды имеются церковная сторожка и дощатый дорвяной сарай, которыя переданы были гр. верующих в бессрочное пользование. В настоящия време как церковная сторожка, так и сарай у церковного совета изъяты. … Обращались мы со своими просьбами к ближайшому начальству, но от него не получали никаких результатов». 4 августа Комиссия пишет в Юрьев-Польский райисполком: «С получением сего предложите Б.Петровскому с/с вернуть в пользование верующих незаконно изъятые … сторожку и сарай, составляющие неотъемлемую часть культового имущества» в с. Юрьево . В 1933 г. ВЦИК приказывает Юрьев-Польскому райисполкому проверить жалобу верующих с. Богородского о завышенных платежах .
25 февраля 1935 г. был издан Циркуляр НКФ СССР о проверке имеющихся в церквях предметов культового характера из драгоценных металлов и взыскании с общин стоимости похищенных вещей. Это вызвало, как нетрудно увидеть по жалобам верующих во ВЦИК, еще один пик в усилении гонений на Церковь в 1930-е годы. Выразился он, в первую очередь, в резком повышении платежей, в сумму которых зачисляли стоимость недостающего имущества. Даже уплата ежегодных налогов не всегда верующим была под силу, включение же в сумму платежей стоимости похищенного имущества увеличивало эту сумму в несколько раз. Т.е. в случае существенной недостачи судьба храма была предрешена - его ждало неминуемое закрытие. Так, 3 ноября 1935 г. Комиссия писала Юрьев-Польскому райфинотделу: «Прилагаемые заявления религиозного общества Больше-Кузьминского сельсовета возвратите подателям и объявите им, что их просьбы о пересмотре страхплатежей с церкви и о пересмотре решения суда об уплате за похищенные церковные ценности оставлены без удовлетворения» .
Продолжала оставаться нелегкой жизнь духовенства. 19 февраля 1934 г. священник с. Нестерова Юрьев-Польского района Ф.В. Доброхотов писал: «По закону надо испрашивать у местных советов лишь разрешение на совершение всенародных молений, привлекающих большое стечение народа… В отношении же обхода по домам верующих лицами - служителя религиозного культа (как например с иконой, крестом, молебнами) это испрашивание разрешений от местной власти существующими законоположениями не предусмотрено». Он к тому же указывал, что «в некоторых приходах местные советы не настаивают на получении разрешения для этих обходов, в иных же приходах, помимо того, что заставляют таковое разрешение брать, кроме того при выдаче этого разрешения взимают еще и плату, причем размер последней у различных сельсоветов различный»; поэтому он просит «указать, требуется ли всякий раз испрашивать на обход по домам верующих разрешений от сельсовета требуется ли вносить особый на каждый случай налог (плату) за это хождение или таковое должно совершаться без разрешений, как это и вошло в практику во многих приходах нашей области» .
26 мая 1936 г. верующие с. Большого Кузьминского Юрьев-Польского района жалуются, что у них забрали священника Н.П. Благовещенского и разорили всё у него и в церкви, хотя налоги уплачены . Ходатайство верующих о священниках - довольно уникальное явление. Известны буквально единичные примеры. Но они были! Верующие не побоялись бросить вызов всей системе!
В апреле 1938 г. специальным постановлением Президиума Верховного Совета СССР Комиссия по делам культов в числе других комиссий Президиума ЦИК СССР была ликвидирована. И хотя общую линию государства по борьбе с религией Комиссия изменить не могла, ею было не мало сделано для недопущения перегибов в религиозной политике тех лет. По большому счету защита Комиссией интересов верующих носила единичный характер, но при этом ее деятельность в какой-то мере создавала нужный образ верховной власти, представляя все перегибы в антирелигиозной политике виной исключительно местных властей.
0

#173 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 4 298
  • Регистрация: 13 Октябрь 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 20 Декабрь 2011 - 19:02

О закрытии церкви в с. Кибол Суздальского района
Автор: А.Л. Ершов
(статья перенесена из темы "Населенные пункты Ополья")

На протяжении нескольких лет стягивалось кольцо вокруг церкви в с. Кибол Суздальского района. Началась история 4 июля 1932 г., когда верующие пожаловались в Ивановский облисполком на разбор ограды и продажу сельсоветом травы вокруг церкви, которую верующие считали своей и использовали средства от ее продажи на церковные нужды. 8 июля Суздальский райисполком уверил облисполком, что ограда не разбиралась; что же касается имеющейся в ограде травы, то сельсоветом она действительно передана колхозу, т.к. с церкви налог за покос не исчисляется. Но это были цветочки.
5 января 1933 г. президиум Суздальского райисполкома постановил расторгнуть договор с верующими на пользование церковью, т.к. община не выполнила своих обязанностей – не погасила налоговую задолженность в сумме 617 рублей. В тот же день Селецкий сельсовет объявил, что, т.к. церковь в с. Кибол была закрыта с 5 января 1933 г. ввиду неуплаты налогов в сумме 202 рублей, желающие удержать за собой здание для продолжительных религиозных обрядов с уплатой недоимок могут подавать заявления в сельсовет в течение 7-дневного срока, т.е. с 5 по 12 января 1933 г. Следует отметить, что подобные объявления для церквей в сельской местности имели скорее формальное значение – там просто не могло быть другой общины. Снижение же размера долга более чем в 3 раза дает основание предположить, что община смогла найти некоторую сумму для уплаты части недоимки. После этого церковь на 2 года оставили в покое.
В декабре 1934 г. председателем сельсовета были сняты колокола, причем при их падении на колокольне образовались капитальные повреждения и были разбиты железные ворота. Все же восстановительные работы возложили на плечи верующих.
13 апреля 1935 г. Суздальский райисполком пишет в облисполком: «Суздальский РайФО просит Комиссию по культовым вопросам ликвидировать молитвенное здание, находящееся в с. Кибол, как не выполняющее своих обязательств по ст. 53. На основании этой статьи договор Суздальским райисполкомом расторгнут 5 января 1933 г. и послан на утверждение Президиума облисполкома, но до сих пор решение не вынесено, а у выше означенной группы имеется задолженность по налогам со строения за прежнее время [т.е. 1933-1934 гг. – А.Е.] 1445 рублей. <…> Всего налога [т.е. вместе с долгом в сумме 202 рублей за 1932 г. и новых платежей за 1935 г. – А.Е.] 2365 рублей [по другим данным 2195. – А.Е.]». Сельсоветом церковь сразу же была опечатана и заперта на замок, но председатель церковного совета К.С. Солин сорвал печать и сшиб замок; церковь снова опечатали и заперли уже на 2 замка, но он снова их сшиб. Одновременно верующие направили во ВЦИК жалобу на действия сельсовета, припомнив и покушение в 1932 г. на ограду. ВЦИК 19 апреля 1935 г. приказывает Суздальскому райисполкому разобрать жалобу по закону. 24 апреля Суздальский райисполком и РайФО пишут в облисполком про долги общины и что ограду никто не ломает, а церковь была опечатана 1 день. 15 мая 1935 г. облисполком извещает райисполком, что постановление последнего от 5 января 1935 г. о расторжении договора он не получал, поэтому просит выслать постановление райисполкома, подробную роспись суммы долга, сведения о ближайшей церкви и о планах на церковь. Тогда 21 мая 1935 г. президиум Суздальского райисполкома постановил возбудить перед облисполкомом ходатайство о расторжении договора с общиной верующих с. Кибол, т.к. долг не уплачивается, церкви есть в с. Янево (4 км) и Суздале (2,5 км), здание же предполагается переоборудовать в зернохранилище колхоза, в котором последний испытывает нужду. 15 июня и 26 августа облисполком напоминает райисполкому порядок ликвидации церкви: требуется ходатайство местного населения, проект переоборудования, смета. 27 октября 1935 г. президиум облисполкома постановил расторгнуть договор с общиной за долги. Но о ликвидации церкви ничего не говорится, видимо, из-за того что не получен запрошенный материал. Постановление, вывешенное на дверях храма, постигла та же участь, что и предшествующие – оно было сорвано и пущено по ветру. Попыток обжаловать расторжение договора не было, как и попыток уплатить недоимки; другой группы верующих, естественно, также не нашлось. На основании всего этого, а также того, что за год цифра долга достигла 3135 рублей (недоимки 2194 руб. + страховка 462 руб. + налог со строения 409 руб. + земельная рента 69 руб.) [этот факт противоречил закону: т.к. договор с общиной был расторгнут, то и начисления не должны были производиться. – А.Е.] президиум Суздальского райисполкома 7 апреля 1936 г. постановил просить облисполком о ликвидации церкви в с. Кибол. В ответ на запрос облисполкома от 15 апреля о планах использования церкви и ее годе постройки (или фотографии), Суздальский райисполком 23 апреля ответил, что при закрытии церковь в с. Кибол здание последней будет использовано под склады колхоза; год постройки церквей – Никольская 1750 г., Флора и Лавра 1803 г. Облисполком не спешил: 5 июня 1936 г. он пишет в Суздальский райисполком, что вопрос о ликвидации остается открытым; надо выполнить постановление облисполкома от 27 октября 1935 г. о расторжении договора с общиной (объявить его церковному исполнительному органу, повесить замок, объявить о поиске другой общины, имеющей возможности для уплаты недоимки). Через год, 4 мая 1937 г. Суздальский райисполком ответил облисполкому, что постановление облисполкома было объявлено верующим, церковь была закрыта на замок, который был сбит председателем церковного совета Солиным К.С., другой общины не нашлось, музей от имущества отказался, за 1936–1937 гг. верующими ни копейки не было заплачено.
Верующие утверждали, что от них были жалобы во ВЦИК 19 июня и 1 и 13 июля [судьба этих жалоб неизвестна. – А.Е.]. Но в целом верующие словно не осознавали всю серьезность происходящего. Так, они жаловались, что 20 июля райисполком отказал в просьбе отпраздновать Казанскую (21 июля) – вернул на другой день заявление и 10 рублей, потраченные на марки, вспомнили, какие убытки они понесли в результате варварского снятия колоколов, приведшего к разрушениям. 8 августа ВЦИК высылает в облисполком жалобу верующих из Кибола о расторжении договора и запрещении проводить обряды в церкви для проверки на вопрос соблюдения установленного законом порядка ликвидации церкви, т.е. не стало ли верующим известно о ликвидации церкви позже времени. 15 августа 1937 г. облисполком высылает во ВЦИК дело о ликвидации церкви в с. Кибол с решением президиума облисполкома от 15 июля 1937 г. 28 августа ВЦИК запрашивает у Суздальского райисполкома, как будет использована церковь и о расстоянии до ближайшей действующей церкви. На что последний ответил, что здание церквей после их закрытия будут использованы: одно под клуб, другое под склады колхоза; на переоборудование зданий в колхозе имеются средства в сумме 1500 рублей; на расстоянии 3 км от Кибола в Суздале имеются функционирующие церкви.
29 сентября 1937 г. ВЦИК уведомил облисполком: «Ваше постановление от 15/07 - 37 г. о ликвидации церкви в с. Кибол Суздальского района принято к сведению. Т.к. оно не обжаловано, то не нуждается в утверждении Президиума ВЦИК, о чем и ставим Вас в известность».
Согласно предоставленным 1 января 1961 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, церковь с. Кибол Суздальского района используется под склад.
Ссылки на источники: ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 698. Л. 102-128., ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 220.
0

#174 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 406
  • Регистрация: 13 Октябрь 10

Отправлено 23 Декабрь 2011 - 11:58

Выбрал ссылки с сайта http://sobory.ru/. В дальнейшем размещу в сообщениях соответсвенно населенным пунктам.

Большелучинское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы http://sobory.ru/art...ml?object=02807

Большепетровское. Церковь Петра и Павла http://sobory.ru/art...ml?object=04250

Глотово, урочище. Церковь Николая Чудотворца http://sobory.ru/art...ml?object=14134

Глядково. Церковь Димитрия Солунского http://sobory.ru/art...ml?object=02628

Горки. Спиридона Тримифунтского храм-подворье Свято-Никольского женского монастыря http://sobory.ru/art...ml?object=15405

Косагово. Церковь Петра и Павла http://sobory.ru/art...ml?object=01885

Котлучино. Церковь Рождества Иоанна Предтечи http://sobory.ru/art...ml?object=06629

Лучки. Церковь Казанской иконы Божией Матери http://sobory.ru/art...ml?object=02532

Лыково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы http://sobory.ru/art...ml?object=01889

Небылое. Свято-Успенский Косьмин мужской монастырь http://sobory.ru/art...ml?object=00205
Небылое. Свято-Успенский Косьмин мужской монастырь. Церковь Николая Чудотворца http://sobory.ru/art...ml?object=03186
Небылое. Свято-Успенский Косьмин мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения http://sobory.ru/art...ml?object=03187
Небылое. Свято-Успенский Косьмин мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы http://sobory.ru/art...ml?object=03188

Павловское. Часовня Боголюбской иконы Божией Матери http://sobory.ru/art...ml?object=10213

Пречистая Гора. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы http://sobory.ru/art...ml?object=09511

Спасское. Церковь Спаса Преображения http://sobory.ru/art...ml?object=02808

Тума. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне http://sobory.ru/art...ml?object=10214

Федосьино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы http://sobory.ru/art...ml?object=02027

Фроловское. Церковь Иоанна Богослова http://sobory.ru/art...ml?object=02538

Чеково. Церковь Троицы Живоначальной http://sobory.ru/art...ml?object=10215
2

#175 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 4 298
  • Регистрация: 13 Октябрь 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 26 Декабрь 2011 - 16:42

Как закрывали церковь в с. Вышеславском?
Автор: А.Л. Ершов
(статья перенесена из темы "Населенные пункты Ополья")

В с. Вышеславском к началу 1930-х гг. было 2 церкви: зимняя и летняя. Т.к. 1 община не имела права пользоваться 2 церквами, в 1930 г. сельсовет отбирает летнюю церковь под клуб, правда, не имея на то законных прав (это имел право делать только облисполком). Клубом она так и не стала, использовалась под зернохранилище. При этом сумма платежей с общины не была уменьшена, появились долги. В ответ на жалобы верующих о неправильном исчислении налогов с церкви Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК в 1933 г. пишет в облисполком: «Предложите ОблФО принять решительные меры по отношению работников РайФО и строгому соблюдению ими циркуляра НКФ № 68; вопрос урегулируйте». 2 марта 1933 г. ВЦИК постановил ликвидировать церковь в с. Цыбееве, а в сс. Гавриловском, Вышеславском, Илове, Павловском, Теренееве, Романове расторг договор с общинами, которые ими пользовались. В Вышеславском после этого вывесили на дверях объявление о сдаче церкви в аренду какой-либо другой общине верующих при условии уплаты имеющегося долга; т.к. желающих не нашлось, церковь перешла колхозу. Как сообщали 8 мая 1933 г. верующие с. Туртина, в с. Вышеславском 2 церкви: в одной зернохранилище, другая действует, т.е. какое-то время зимнюю церковь решили не трогать, возможно, опасаясь ВЦИКа.
23 апреля 1935 г. погорел купол на зимней церкви с. Вышеславского Суздальского района. По законам того времени все церкви обязательно страховались. Госстрах выделил на ремонт 1090 рублей, но до верующих они не дошли. Местный Гавриловский сельсовет решил эти деньги использовать на переоборудование церкви под клуб (благо, здание было отремонтированным после пожара 1934 г.). 25 апреля он постановил закрыть церковь, о чем просить районный и областной исполкомы; за это проголосовали 254 из 390 человек. 6 мая того же года Суздальский райисполком утверждает постановление сельсовета о закрытии церкви, «учитывая культурный рост колхозных масс с. Вышеславского».
Примечательна оперативность верующих в отстаивании своих прав. Уже 5 мая Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК сообщает облисполкому о полученной от верующих жалобе на неправильное определение убытков от пожара и отказ в выдаче страховой премии и разъясняет: «Только в случае ликвидации церкви в установленном законом порядке страховая сумма может получить другое назначение». После этого облисполком начал собирать данные, требующиеся при закрытии храма: 28 мая Гавриловский колхоз сообщает райисполкому, что церковь построена в 1790 г., последний раз ремонтировалась после пожара в 1934 г.
3 августа 1935 г. Ивановский облисполком постановил в связи с ходатайствами граждан церковь закрыть и переоборудовать под клуб колхоза «Новый путь», а страховую сумму перечислить не в горбюждет, а сельсовету на данное переоборудование. В конце августа, после истечения срока обжалования решения облисполкома церковь начали ликвидировать.
25 августа верующие снова жалуются во ВЦИК. Они пишут, что 25 апреля никакого общего собрания колхозников по поводу закрытия храма не было, что закрытую в 1930 г. под клуб летнюю церковь до сих пор в клуб не переоборудовали, что церковью пользуются жители сел Туртино (4 км), Никулино (3 км), Гавриловское (2 км), Семеновское-Крапивье (1,5 км) и Корельская Слободка (3 км), что все налоги уплачены (более того, верующих заставляют платить страховую пошлину за летнюю церковь, которой они не пользуются), что ближайшая церковь только в с. Яневе (7 км). Особенно верующих возмутило, что 22 августа сельсовет запретил отпевать умершего ребенка из с. Туртино. 27 августа Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК, в связи с обжалованием верующими постановления облисполкома, требует у последнего выслать все дело о закрытии церкви, а райисполком 3 сентября по указанию облисполкома приостанавливает ликвидацию церкви и якобы даже возвращает ее верующим до окончательного решения вопроса с закрытием церкви. Но верующие 5 сентября жалуются во ВЦИК, что служить им не разрешают, хотя священник у них есть, и 19 ноября Комиссия пишет в райисполком, чтобы тот запретил сельсовету препятствовать верующим в пользовании церковью. Райисполком 26 ноября ответил, что церковь еще 3 сентября возвращена верующим.
11 ноября 1935 г. Комиссия составляет заключение: «Церковь закрыта облисполкомом 3.08. - 35 г. На переоборудование имеется 1090 рублей от Госстраха за понесенные убытки от пожара и 2 т. от колхоза. Ближайшая церковь в 6,5 км и через 2 реки, не имеющих мостов. Церковь закрыта, т.к. ходатайствует население и необходимо здание для культурно-просветительной работы. Из 390 избирателей 254 за закрытие. Верующие сомневаются, что церковь будет переоборудована в клуб. Полагаю: церковь закрыть». 20 февраля 1936 г. облисполком просит ВЦИК сообщить свое решение, т.к. из-за отсутствия решения «задерживается разрешение вопроса о выдаче страховой премии за пожар». В тот же день ВЦИК утвердил постановление облисполкома о закрытии церкви под клуб.
Источник информации: ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 692. Л. 236-240; ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 756. Л. 1-22; ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 758. Л.13
0

#176 Пользователь офлайн   Alik 

  • Пользователь
  • PipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 24
  • Регистрация: 20 Август 11

Отправлено 27 Декабрь 2011 - 22:43

Просмотр сообщенияСергей Евдокимов (15 Декабрь 2011 - 11:17) писал:

РАЗДЕЛ 2

История закрытия храмов Ополья

(Цикл приведенных статей подготовлен краеведом Андреем Ершовым)


А эта работа будет издана?
0

#177 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 406
  • Регистрация: 13 Октябрь 10

Отправлено 28 Декабрь 2011 - 12:22

Просмотр сообщенияAlik (27 Декабрь 2011 - 21:43) писал:

А эта работа будет издана?


Не могу сказать. Это известно лишь автору.
0

#178 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 4 298
  • Регистрация: 13 Октябрь 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 30 Декабрь 2011 - 17:29

О закрытии церкви в с.Андреевском Александровского района
Автор: А.Л. Ершов
(статья перенесена из темы "Населенные пункты Ополья")

В начале января 1930 г. крестьяне села Андреевское и деревень Прокофьево, Козлаково, Краинка и др. образовали колхоз. Первым или одним из первых мероприятий было закрытие храма в селе. Новые колхозники планировали использовать ее под культурные цели (столовую, клуб, детский дом и т.п. - по согласованию с техническим персоналом), а колокола снять по договору с заводом и вырученные деньги использовать как задаток под трактор. Закрыли церковь 7 января (в Рождество!) по постановлению комсомольской ячейки и партийной организации, о чем верующие совершенно не знали. 9 февраля решение о закрытии храма было принято на собрании колхозников, 17 февраля Александровский райисполком утвердил ходатайство колхозников о закрытии церкви и постановил просить об утверждении Александровский окрисполком. Уже 23 февраля в церкви открыли клуб, а к концу месяца сняли колокола. 4 марта окрисполком утвердил закрытие церкви под детдом и столовую, т.к. церковь находится в зоне сплошной коллективизации и об этом просят колхозники. Несмотря на то, что законом «О религиозных культах» от 8 апреля 1929 г. порядок закрытия храмов был четко прописан, это закрытие прошло с многочисленными нарушениями: приступать к переоборудованию закрытого храма можно было лишь через 2 месяца после постановления облисполкома (не рай- или окрисполкома!) о закрытии при отсутствии обжалования верующих.
20 марта 1930 г. президиум Ивановского облисполкома постановил: «Принимая во внимание постановление общего собрания граждан с. Андреевского, объединившихся в колхоз «Имени Урицкого» о закрытии этой церкви с целью переустройства ее под культурно-просветительные учреждения колхоза - договор с группой верующих на пользование этой церковью расторгнуть и передать ее Райисполкому для использования на указанные нужды».
Вероятно, при объявлении верующим постановления облисполкома им было разъяснено их право обжаловать закрытие храма в вышестоящих инстанциях. Либо верующие почувствовали некоторую правоту своего дела после статьи И. Сталина «Головокружение от успехов». По крайней мере, 3 апреля верующие пишут жалобу во ВЦИК, где указывают, что о решении закрыть храм они даже не знали; кроме того, сообщают, что оба колокола сняты, разбиты и увезены в Александров, в зимней церкви все разорено и устроен клуб, в летней же разорено, по сравнению с зимней, мало, и просят открыть храм. Уже 10 апреля ВЦИК приказывает Александровскому окрисполкому, в связи с обжалованием верующими закрытия храма, рассмотреть дело в соответствии с законом от 8 апреля 1929 г. и оставить храм в пользовании прихожан до окончательного решения вопроса. Окрисполком ответил ВЦИКу, что закрытие храма утверждено и им, и облисполкомом; при этом, вероятно, не приказал нижестоящим инстанциям приостановить переоборудование храма - 24 апреля верующие жалуются в облисполком, что в церкви закрашивают живопись, а утварь увезена. Облисполком предлагает прокурору привлечь к уголовной ответственности лиц, продолжающих поломку и закрашивание живописи. Был ли кто-нибудь привлечён, неизвестно.
Через полтора месяца в истории закрытия появился новый поворот - распались колхозы. 14 июня 1930 года верующие пишут во ВЦИК и облисполком, что церковь закрывали под колхозные нужды, сейчас же колхозы распались, а значит, церковь не может быть использована, как предполагалось изначально, а потому просят вернуть ее им (верующих 867 человек), напоминают, что в апреле уже писали во ВЦИК. 21 июня ВЦИК требует у облисполкома выслать материалы.
21 июля в Андреевское прибывает комиссия, которая фиксирует, что церковь изнутри покрашена, в ней поставлена сцена 11 х 4 м, повешены 12 плакатов и 6 портретов вождей, сделана радиотрансляция - всего на сумму 226 рублей. Поэтому 30 сентября облисполком пишет во ВЦИК, что церковь закрыта на основании решения собрания колхозников колхоза им. Урицкого 9 февраля 1930 г. и в марте решение о закрытии утверждено облисполкомом; верующими постановление о закрытии в срок не обжаловано; здание переделано в красный уголок и библиотеку, функционирующие до сих пор; поэтому облисполком просит утвердить свое постановление о закрытии из-за «нецелесообразности ликвидировать красный уголок и библиотеку и восстанавливать молитвенное здание».
4 марта 1931 г. ВЦИК приказал Александровскому райисполкому «приостановить незаконную ликвидацию церкви в с. Андреевском».
16 февраля 1933 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК утвердила постановления Ивановского облисполкома от 19-24/03.-30 г. о ликвидации церкви в с. Андреевском Александровского района. 2 марта того же года это решение утвердил Президиум ВЦИК.
В 1934 г. была попытка опротестовать закрытие церкви, уже утвержденное ВЦИК в с. Андреевском Александровского района, дело осталось без ответа.
Ссылки на источники информации: ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 703. Л.1-64; ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 22. Л.6-7; ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 19. Л. 16, об.
0

#179 Пользователь офлайн   КАЗНАЧЕЕВАОЛЬГА1231 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 456
  • Регистрация: 10 Июль 11
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 03 Январь 2012 - 02:48

В каком виде находятся храмы Юрьев-Польского района после закрытия, можно посмотреть здесь:

http://sobory.ru/locat/?distr=168


Искать :

Юрьев-Польский район. Все церкви и монастыри.
ОЛЬГА1231
0

#180 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 4 298
  • Регистрация: 13 Октябрь 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 05 Январь 2012 - 18:01

Слушатели и выпускники Суздальской семинарии по Турабьевской волости и Георгиевской слободе.

Слушатели:
- села Скомова дьяконов сын Петр Григорьев 18 лет поступил 14 июня 1740 г. Синтаксима. Непонятен. Отпущен 6 сентября 1743 г. за непонятностью в дом отца.
- села Георгиевского (Георгиевской слободы?) дьяконов сын Стефан Данилов 15 лет поступил 9 января 1744. Фаре. Непонятен. 25 января отпущен домой.

Выпускники, направленные с службе
- Тарбаев Семен , поступил в 1788 году обучался в риторике, в 1791 году из философии – диаконом в Георгиевскую слободу (Гор.окр.Арх.Влад.кон.1791г.№57)
- Юрьевский Иван – 1779г. священником в с.Турабьево (Арх.Суз.кон. 1779 № 414 и 534)
0

  • (24 Страниц)
  • +
  • « Первая
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • Последняя »


Быстрый ответ

  

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей