Краеведческое общество: Топонимы Ополья - Краеведческое общество

Перейти к содержимому

  • (41 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя »

Топонимы Ополья о названиях населенных пунктов, водоемов и т.д.

#1 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 028
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 11 января 2011 - 15:13

Предлагаю здесь размещать толкование топонимов Ополья.

Топоним (от др.-греч.(topos) — «место», и (onoma) — «имя, название») — имя собственное, обозначающее название (идентификатор) географического объекта.
Виды топонимов

Среди топонимов выделяются различные классы, такие как:
астионимы — названия городов;
урбанонимы — названия внутригородских объектов;
годонимы — названия улиц;
агоронимы — названия площадей;
дромонимы — названия путей сообщения;
гидронимы — географические названия водных объектов, в том числе:
пелагонимы — названия морей;
лимнонимы — названия озёр;
потамонимы — названия рек;
гелонимы — названия болот, заболоченных мест;
оронимы — названия поднятых форм рельефа (гор, хребтов, вершин, холмов);
ойконимы — названия населённых мест;
микротопонимы — названия небольших объектов (угодий, урочищ, сенокосов, выгонов, тоней, лесосек, гарей, пастбищ, колодцев, ключей, омутов, порогов и т. д., обычно известные лишь ограниченному кругу людей, проживающих в определённом районе);
геонимы — названия дорог, проездов и т. п.

В топонимах (особенно гидронимах) устойчиво сохраняются архаизмы и диалектизмы, они часто восходят к языкам-субстратам народов, живших на данной территории в прошлом, что позволяет использовать их для определения границ расселения этнических общностей.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Топоним

Думаю, тема получится интересной, т.к. в основе большинства топонимов Ополья лежат мерянские и финно-угорские названия.

Сообщение отредактировал Сергей Евдокимов: 11 января 2011 - 15:15

2

#2 Пользователь офлайн   Сергей Хламов 

  • краевед, журналист
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 149
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 11 января 2011 - 15:19

Сергей, как всегда задал шикарную тему. Здесь, думаю, нужно привлекать к обсуждению Г. В. Чернова из Гаврилова Посада, кандидата исторических наук. Он много занимался топонимией ополья.
1

#3 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 126
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 11 января 2011 - 15:22

С.Е.
На сколько я слышал, у нашего коллеги Чернова из Гав.Посада книжка по этой теме вышла. Сам не видел.
Еще Шкрабо советовал книгу "Топонимы и гидронимы бассейна Оки". Я бы купил пожалуй. Хотя может и скачать можно где. Пока не занимался.
0

#4 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 028
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 11 января 2011 - 17:38

Сам затеял, сам и начинаю :) :
Предлагаю Вашему вниманию статью краеведа из Гаврилов-Посада кандидата исторических наук Г.В.Чернова

О названиях малых рек

Речки и речушки, большие и, малые. Все они издавна играли в жизни человека немалую роль, отличаясь одна от другой своим нравом, размерами и богатством окружающего мира природы. Знакомство с гидронимами, т.е. названиями водных объектов, где на первом Плане идут речки, является составной частью в деле изучения истории края.
О чем же могут рассказать нам эти названия... Исследователи считают, что большая часть названий малых рек бассейна Оки славянского происхождение. Самые древние гидронимы финно-угорского (мерянского) и тюркского происхождения. Познакомимся с некоторыми из них.
По территории Суздальского и Юрьев-Польского районов течет речка Тумка. Как установлено, в финно-угорских языках» и. в частности у мерян, «тома, тум» означало «дуб», т.е. гидроним растительного происхождения. Возможно, что речка Тома (Томушка, Томекша) — измененное со временем слово «Тума». Большое село Павловское расположено на речке Чеядерявке (Чиндаровке). В «Словаре народных географических терминов» Э.М. Мурзаева можно найти слово «чер», в языке народа коми означает «приток реки». Вторая часть гидронима, очевидно, связана со словом «дера». У крымских татар оно понималось как «овраг, узкая долина». Ручей под названием Сорокша (Серокша), текущий через с.Симизино, получил имя от мерян. Так, у народа коми «сер» переводится «река», данное слово употребляется только в топонимии. Старинное село Шихобалово (Шухобал) подучило свое название от гидронима. Расположенное на потоке Шуга, одр называлось деревня Шуха (шуга — мелкий лед на реке).
Среди финно-угорских слов можно найти и такое: кукшо, обозначающее — сухой, пересыхающий. Речки Куксы можно отыскать во Владимирской и Тверской областях. Их особенность — периодическое пересыхание в летнее время — была замечена древними жителями края и перешла в название. На территории региона имеется немало озерных рек, поэтому и в составе гидронимов имеется слово «озеро». Например, речка Яхренка (Яхромка) получила название от финского «ярве» — озеро; р. Сега — от «сео, сайвс (озеро — Псковская область); р. Туровка — от «тур», что в переводе с языка хантов и мансийского тоже «озеро». Представляет интерес объяснение М.Фасмером названия новгородской реки Волхов. Он сопоставляет его с финским словом, что в переводе означает «волшебник». В Юрьев-Польском районе протекает речка Вольша. Возможно, что новгородские переселенцы дали имя речке, придя сюда с берегов Волхова.
Славянские названия речек можно подразделить на несколько групп. К первой группе следует отнести гидронимы, связанные с природными особенностями. Так, речка Покаляйка получила название от «покал, покать— пологий берег (в Белоруссии одна из рек носит подобное название). Речка Синявка, вероятно, названа выходцами из Южной Руси. В одном из украинских диалектов это слово означает «трясина, топь, лужа, стоячая вода». Синонимом к нему является гидроним Трясена. Речка Бабка, на берегах которой расположено с. Кумино Юрьев-Польского района, имеет название, пришедшее из Житомирской области (баба— трясина, зыбкое место на болоте).
Следующая группа гидронимов может быть объединена на основе характера самих речек. В ее составе: речка Вещурка (слово производно от глаголов вещать, журчать), Гремячка, Валевка (название произошло от слова «валеный», т.е. битый, что относится к камню; эта речка с каменистым дном, где вода с силой бьется о камни). По окраске воды в речках ряд из них Стали называться: Чернушка, Белая, Желтая Грязь, Ржавец, Глинница, Черноземь.
Сопоставление гидронимов с именами, прозвищами и фамилиями людей Северо-Восточной Руси XIV—XV вв. дало интересные результаты. Так, прозвище Ботня и одноименное название речки использовалось для обозначения небольшого судна с набойными бортами. Название речки Санебы (Сонты), очевидно, близко по смысловому значению со словом «сойма», что означает палубное судно с мачтой. Гидроним Шаха и одноименное прозвище «шар в «Словаре...» В.И.Даля толкуется как «мережка, вентер с крыльями». Человек, носивший прозвище «Виша», естественно знал, что это «бодяга» или речная губка. Отсюда и пошло, наверное, название речки Воженка (Вошня) и одноименного села. Гидроним Шумара созвучен со словом «шумиха» — резун, осока; от него пошло такое же прозвище. Речка Бакуша обязана своим названием человеку по имени Бакуня (краснобай, ловкач, проныра).
Встречаются названия, связанные непосредственно с земледелием: речка Копорка и слово «копоруля», возможно, родственны, так назывался ральник на крюке для очистки сошника от земли.
Слово «лупа» (нанос на отмели реки) перешло в видоизмененное название речки Любань.
И, наконец, снова об именах и прозвищах, связанных с гидронимами. Среди них: речка Нилка (нил, нила — неудача, неудачливый); речка Елдыш, Елча (йолдаш— товарищ—татарское слово); речка Залоенка (возможно, связь со словом «заломиха» — шуточное название матери жениха).
Подобный экскурс в мир водных названий-гидронимов позволяет еще раз убедиться в богатстве истории края, ее многообразии.

Надеюсь, автор статьи не обидится за то, что разместил без спроса.
2

#5 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 126
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 11 января 2011 - 18:32

Вообще, чем плохи статьи в газетах - нет ссылок на источники, как правило. Я по поводу книги Чернова на эту тему слышал. Она существует? Или это речь шла о данной статье?
0

#6 Пользователь офлайн   Сергей Хламов 

  • краевед, журналист
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 149
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 11 января 2011 - 18:39

По поводу книги точно не скажу, но статей у него на данную тему предостаточно.
0

#7 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 028
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 13 января 2011 - 17:35

из труда А.С.Уварова "Меряне и их быт по курганным раскопкам"

"...После названий, отличающихся созвучием с названием Мери, перейдем к таким названиям, которые не имеют славянского корня и поражают нас совершенно чуждыми звуками. Этих названий много сохранилось на всем пространстве Мерянских населений.
В Владимирской губернии: Озера: Клещино, Сеньга, Исара, Семино, Вашикинсиое, Сахтынское, Киздра, Утрехть, Варех; реки: большая и малая Нерль, Кубра, Клязьма, Сеньга, Ушна, Поля, Судогда, Сойма, Нерехта, Тара, Суворощ, Шерна, Киржач, Вольга, Пекша, Колокша, Колочка, Гза, Рпень, Шах, Сомкша, Ирмиз, Сахтыш, Уводь, Ухтома, Вязьма, Сенега, Теза, Лух, Люлих, Ландех, Оноводь, Суводь, Верья, Велетма, Теша, Кустра, Бужа, Колпь, Унжа, Пеза, Сотьма, Симка, Селекша; селения: Гормониха, Куракино, Шатьево, Окшево, Кижила, Брембола, Кабанское, Хабаров город, Стебачево, Веськово, Весь, Менчаково, Шоктово, Шелебово и урочище Кормаз, Кубаево, Телепниха, Суздаль, Весельки или Васильки, городище Турдан, Шехобалово, Веськи, Веслево, Ведомша, Майморы, Весочки, Киучер, Кинобол, Юкша, Шухра, Тума, Кистыш, Кибол и пр.

Многие из этих названий как вод, так и селений повторяются в самых отдаленных между собою местностях, доказывая этим не только свое этимологическое единство или сродство, но также и единство происхождения первых обитателей этих стран. Только один и тот же народ мог, раскинув свои селения на обширном пространстве повторять те же имена, или давать названия одинакового этимологического происхождения.

Селения: Вески, Веськово, Веслево, Вексицы, в Переславском и Ростовском уездах, и Весь, Веска, Весельки или Васильки в Суздальском и Юрьевском уездах..."

http://www.kirsoft.c.../KSNews_296.htm
2

#8 Пользователь офлайн   Петр 

  • news maker
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 261
  • Регистрация: 27 октября 10

Отправлено 17 января 2011 - 14:20

Я знаю только одну книгу Геннадия Васильевича Чернова - "Раскрытые тайны Ополья". По топонимике там ничего нет. А вот статей на эту тему у него действительно предостаточно. Буду в Посаде - постараюсь поговорить с ним подробнее на эту тему.
0

#9 Пользователь офлайн   Сергей Хламов 

  • краевед, журналист
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 149
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 17 января 2011 - 14:34

У него есть ещё книга по связям декабристов с опольем. Видимо, это его кандидатская. Вышла ещё в годах 70-80-х. Но её очень критикуют за фактические ошибки. Автор о ней как-то не любит распространяться. :(
0

#10 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 126
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 17 января 2011 - 18:29

Надо бы его попросить опубликованный материал по топонимам подобрать для сайта. Я бы с удовольствием почитал.
0

#11 Пользователь офлайн   Сергей Хламов 

  • краевед, журналист
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 149
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 17 января 2011 - 18:38

У меня есть вырезки из газет с его статьями. Могу поднять свои архивы.
0

#12 Пользователь офлайн   Петр 

  • news maker
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 261
  • Регистрация: 27 октября 10

Отправлено 17 января 2011 - 18:56

У меня тоже кое чего есть. Да и непосредственно у него можно попросить.
0

#13 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 028
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 17 января 2011 - 23:57

Некоторые факты из истории ивановских говоров

В настоящее время мы являемся свидетелями процесса возрождения культурных традиций, активного интереса к истории края. Многое в этой работе делается усилиями краеведов. Как особая отрасль знаний краеведение находится на стыке истории и археологии, этнографии и фольклористики, поэтому и изучение языка той или иной территории с точки зрения краеведения связано с фактами истории этноса, традиционных занятий и промыслов населения, его родственных или торговых отношений с соседями. Язык, особенно словарь, рассматривается в таком контексте как этнографический памятник. Включение языкового материала в подтверждение исторических фактов и гипотез обогащает наше представление о прошлом и настоящем местного населения в той же степени, в какой данные истории и археологии подтверждают или опровергают выводы исследователей народных говоров.

Местоположение Ивановской области с точки зрения географии определяется границами Волго-Клязьминского междуречья. Это исконная территория финно-угорских племен мери и муромы, славянское население появилось на их землях в Х веке, хотя процесс миграции продолжался еще два столетия. Исторические и археологические исследования показывают, что приход славян не сопровождался уничтожением или изгнанием аборигенного мерянского населения. Судя по всему, происходила мирная ассимиляция финского этнического элемента, завершившаяся через несколько веков. Вместе с тем язык и обычаи мерян наложили заметный отпечаток на славянскую культуру. На территории Ивановской области сохранилось множество топонимов финно-угорского происхождения, больше названия рек, озер, болот (Теза, Немда, Мера, Желвата и многие другие), меньше, но также представлены названия городов, поселков и деревень (Кинешма, Решма, Кохма - теперешний пригород Иванова, ряд названий также можно продолжить). Следует заметить, что мерянские топонимы и особенно гидронимы остались устойчивыми и сохранились в славянском окружении, когда уже были забыты коренные обитатели этих мест.

В сравнении с топонимами, в современных ивановских говорах от того летописного времени остались немногие примеры слов финно-угорского происхождения. Это слово сахта - лес на болоте (картотека СГИО /1/, Ильинский район, 1996 г.), сохранившийся может быть потому, что подкреплен названием реки Сахта. Того же происхождения название поселка Сахтыш (относится к соседнему Тейковскому району, но относительно близок). Правда, жители Сахтыша объясняют появление названия татарским влиянием: сахты, т.е. "плохое место", назвали пришедшие захватчики болотистый край, через который не могли пройти их кони. Обычно жители добавляют, что поселок Якшино (якши - "хорошо") назвали те же татаро-монголы, признав его ландшафт удобным для своих конных отрядов. Подобные примеры народной этимологии привычно объясняют неславянские, т.е. чужие, названия населенных пунктов привлеченной для этих случаев "фольклорной" историей. Так Кинешму и Решму производят от событий песни о Степане Разине и персидской княжне, которая будто бы воскликнула "кинешь мя" и "режь мя" там, где на берегу Волги теперь находятся Кинешма и Решма.

Другой пример финно-угорского влияния на лексику говоров - особое название подорожника на территории Ивановской области, в пригородной зоне областного центра Иваново и его городе-спутнике Кохме, сохранявшей до конца ХIХ в. память о мери. Панок, панки, паночки, панковый лист - подорожник - отмечены только там (картотека СГИО, Ивановский район, 1991-1993 гг.) и, на наш взгляд, связаны с панками и панами - мерянскими захоронениями, многочисленными на территории областного центра. Следует вспомнить, что во Владимирской и соседней Костромской губерниях издавна существовали легенды о неких панах, панках, оставивших после себя курганы-захоронения. Местное население сохранило память о курганных людях в микротопонимах Панщина, Паны, Панки, Мордовские могилы, Пановы могилы, Ляховские могилицы. Но паны, панки или ляхи в приведенных названиях не связаны с приходом поляков в ХVII веке, как иногда объясняют местные жители происхождение топонимов. Курганы существовали задолго до Смутного времени польской интервенции и принадлежали народу мери, исконным жителям этих мест. Ивановские историки-краеведы А.В. Яблоков и К.Е. Балдин объясняют происхождение названий топонимов Паны и Панки взаимодействием славянского и финского этносов в Х-ХIII веках /2/. В подтверждение А.В. Яблоков ссылается на архивные данные. Еще в конце ХIХ в. петербургский ученый В.Н. Майнов в письме к ростовскому археологу А.И. Кельсиеву определил этимологию слова "пан" следующим образом: "по-весьски или по-чудски "паннен" значит класть, полагать, а "пангед" - могила; по-карельски "панап" - хоронить; по-мордовски: 1) Мокша "панда" - холм, курган, могила, 2) Эрзя "пандо" - гора, могила, холм" (цит. по книге А.А. Титова "Ростовский уезд Ярославской губернии" /3/).
Приведенные факты, взгляд на них с позиций лингвокраеведения позволяют утверждать, что вместе с историческими, фольклорными, этнографическими данными лексика говоров дает целостную картину жизни народа.

Литература:
1. Картотека Словаря говоров Ивановской области, собранная на кафедре общего и славянского языкознания Ивановского госуниверситета (здесь и далее СГИО).
2. Яблоков А.В. Особенности сложившейся топонимической системы на территории Ивановской области: дипломная работа / Науч. рук. проф. К.Е. Балдин. - Иваново: ИвГУ, 1994.
3. Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии - М., 1885. - С. 51.

Источник: Альманах Ивановского областного отделения Международной общественной организации "Лига защиты культуры"

http://www.merja.org...ovskaya/993.htm
2

#14 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 028
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 18 января 2011 - 16:42

Село Шихобалово и приселки


Одним из старейших сел на территории Ополья является село Шихобалово. Судя по названию, мерянское происхождение которого не вызывает сомнения, по археологическим раскопкам 1862 года (граф А. С. Уваров раскопал здесь 61 курган) его появление относится к XI в. Есть несколько объяснений названия села, об одном уже писалось прежде — «шуга» — разбитый лед на реке, бол — паул— деревня. В материалах 7-го археологического съезда (1887 г., Ярославль) топоним объясняется через черемисский или марийский язык. «Бол-бал» означает «поверхность», а «шуга» — «гремящий». Тем не менее, приведенные названия в общем-то имеют сходство.
В известных нам письменных источниках впервые село упоминается в XV в. Князь Иван Андреевич Можайский в 1442 г. сделал вклад Троице-Сергиеву монастырю — свою вотчину село Шухобалово. Иван Андреевич - сын Андрея Дмитриевича Можайского, внук Дмитрия Донского. Женой Дмитрия Ивановича была дочь великого князя владимирского, суздальского и нижегородского Дмитрия Константиновича. Беря во внимание тот факт, что Евдокия Дмитриевна в свое время дала Владимирскому Рождественскому монастырю с. Баскаки, можно предположить о принадлежности ей прежде интересующего нас селения. Так что в давние времена село было вотчиной суздальских князей, через Евдокию перешло к московским князьям, затем передано в монастырское владение.
Несколько слов следует сказать о политической обстановке того времени, т.е. борьбе за титул великого князя. В ней участвовали с одной стороны сын Дмитрия Донского (второй) Юрий и внук Василия II (Темный). После смерти Юрия борьбу продолжили его сыновья. Иван Андреевич Можайский открыто встал на сторону Дмитрия Шемяки, за что последний передал ему г. Суздаль. В итоге борьбы победу одержал Василий Васильевич (Темный).
Монастырское село Шухобалово получило от него жалованную грамоту. Льготы, предоставленные монастырю для своих владений с. Шухобалова и с. Микулинского, значительно шире тех привилегий, которыми они пользовались по грамотам Ивана Можайского. Монастырскому «приказнику» села Шухобалова было передано право держать конское пятно (клеймо), и княжеский «пятенник» не мог «цятнить» коней (ставить клеймо) крестьян и взимать с них пошлины. Лес села объявлялся заповедным, и все, кто «учнет ездить того села лесу сечи без приказникова слова» должны были уплатить «заповедь» а, сумме двух рублей, т.е. сумму по тем временам значительную».
В Жалованной льготной грамоте великого князя Ивана III людям, живущий в селах Шухобаль, Микульском Суздальского уезда Троице-Сергиева монастыря (1462-146? гг.) упоминаются и другие близлежащие селения: Дергаево, Богдановское и Мукино. А вот в грамотке XVII в. — Челобитной Лжедмитрию города Ряжска головы Ивана Бредихина речь идет о «сельце Шухобалове с тремя деревнями». Городской голова просит их у самозванца (1608-1610 гг.) «на корм на свой, на конской», мотивируя это тем, что «в полкех ранен, голодной смертью помираю». О каких же деревнях пишет Иван Бредихин...
Пояснение дают материалы «Вкладной книги Троице-Сергиева монастыря». В начале XVII века приселками села Шухобалова числятся уже известное нам Микульское, Тума, Брылкина слободка и Семеновское. Немаловажное значение имеет частое упоминание среди вкладчиков монастыря «крестьян корелян», дающих «святой обители» то коней, то деньги. Оказывается, что Брылкина слободка впоследствии стала называться Корельской слободкой.
Слово «Брыла» на Руси в XV-XVII вв. являлось прозвищем и означало «верхняя губа».
В нарицательном значении оно использовало как, «внешний край леса, примыкающий к опушке», т.е. для названия соответствующего участка местности, которое затем перешло селению. На территории Ополья этот топоним не единичен. По поводу нового названия слободки Корельская одним на авторов «Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии» В. Березиным высказано предположение: не обитало ли здесь прежде «корельское племя?» Из приведенного выше документа видим, что гипотеза не подтверждается. Известно, что владения Троице-Сергиева монастыря к XVII в. простирались далеко на север и северо-запад. Переселение крестьян в пределах вотчинной территории монастырей было обычным явлением, ведь от этого развивалось хозяйство и росли их доходы. Таким образом появились в Шухобаловской волости крестьяне из «корел» или «кореляне», давшие такое необычное название Брылкиной слободке.
Примерно в 1389-1425 гг. князь Семен Борисович «Суздальский» (из рода Горбатых) Троице-Сергиеву монастырю дал «село свое Окоемово, свою отчину на речке на Тумке в Суздальском уезде с луги и дубровами...» Анализ документов, данных карт позволил сделать вывод, что это другой приселок села Шухобалова — Семеновское. Он стал так называться по имени бывшего владельца, а. впоследствии «приобрел» и дополнение для отличия — «Троицкое». Монастырское владение так стало прозываться в народе, а затем и в официальных источниках: Семеновское-Троицкое.
Приведенные факты - мелкая частица нашей истории, истории сел и деревень, исчезнувших и ныне живущих. Надеюсь, что знакомство с ней послужит делу возрождения.

Г. ЧЕРНОВ, кандидат исторических наук, г. Гаврилово-Посад.


Статья оцифрована пуnем сканирования и распознавания в OCR-приложении. О замеченных ошибках просьба сообщать.
0

#15 Пользователь офлайн   Сергей Хламов 

  • краевед, журналист
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 2 149
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 18 января 2011 - 16:58

Ошибки:
Василий II, а не 11,
Иван III, а не 111,
Троице-Сергиева, а не Троиде-Сергиева
то коней", то деньги; надо: то коней, то деньги.
Троице-Сергиеву, а не Троицё-Сергиеву.
0

#16 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 126
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 18 января 2011 - 19:29

С.Е.
На карте ПМГ 18-го века речка Скомовянка не названа, но над верхним ручьем подписано что-то. Читается плохо. Я предполагаю, что там написано "бездушный" ("езд" там точно есть). Речка Бездушница упомянута в межевании 1646-го года Турабьевской волости.
Что думаешь по этому делу?
0

#17 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 028
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 18 января 2011 - 22:54

Ivan
Я бы более-менее уверенно сказал, что "безд"..."ной". Окончание в имеющейся у меня карте 100% "ной". Вероятно ручей или овраг. Тогда напрашивается "бездонный", "бездонной". Окончание "ой" возможно, т.к. недалеко есть овраг "долгой", а не "долгий". Более определенно не скажу.
0

#18 Пользователь офлайн   Сергей Е 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 3 028
  • Регистрация: 13 октября 10

Отправлено 19 января 2011 - 10:48

Спасибо, Сергей!
Найденные тобой недостатки устранил.
0

#19 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 126
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 19 января 2011 - 12:15

C.Е.
Мужет бездушной?
Правда окончание можно прочитать и как "кой", но на ной, действительно больше похоже. Надо в моих записях посмотреть, где территориально в межевании всплывала Бездушница. В любом случае что-то похожего в окрестностях Турабьевской волости я не вижу.
0

#20 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 126
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 19 января 2011 - 12:24

С.Е.
Кроме этого, Бездушница наверняка с местом погребения связана названием.
Ты понял,к чему я это:)
0

  • (41 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя »


Быстрый ответ

  

3 человек читают эту тему
0 пользователей, 3 гостей, 0 скрытых пользователей