Краеведческое общество: Село Бережок, Бережковы и др. - Краеведческое общество

Перейти к содержимому

  • (6 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя »

Село Бережок, Бережковы и др. духовенство с.Бережок

#1 Пользователь офлайн   АлексШустов 

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 165
  • Регистрация: 11 ноября 11

Отправлено 18 сентября 2012 - 01:51

Поводом к написанию этой сумбурной заметки послужила такая ссылка в Сети:
http://gavrilov-posa..._sela_berezhok/
В 80-е годы 19 века в селе Бережок Юрьев-Польского уезда (ныне входит в состав Гаврилово-Посадского района Ивановской области) местный священник М.Д. Бережков записал былину "Ставр Годинович", старшую историческую песню "Кострюк Темрюкович", причём он отмечал: "Наш русский народ целую историю пропел в песне."
И далее – ссылка на печатный источник:
Смирнов В.А. Эпическая традиция Ивановского края [и песни о М.В. Скопине–Шуйском] // Краеведческие записки. [Вып.3.] Иваново, 1998.
Что–то меня смутило относительно «местного священника М.Д. Бережкова». Ведь «в 80-е годы 19 века» в Бережке фигурируют двое священников:
Василий Васильевич Тихомиров с 1876 г. (и как минимум по 1901 г.) – свящ. с.Бережок Юрьев-Польского уезда.
Яков Лаврентьевич Меморский с 1875 по 1883 – свящ. с.Бережок Юрьев-Польского уезда.
Скорее всего, в 1883 г. вторая вакансия иерея в Бережке была закрыта (общая тенденция тех лет). Но дело даже не в этом. В указанной статье В.А. Смирнова есть ссылка на книгу, в которой, собственно, былины и опубликованы:
Еще несколько образцов народных исторических песен, записанных во Владимирской губернии / Записал и издал М. Бережков. Нежин, 1895.
Кто же такой этот М. Бережков? Даже не читая, но видя место издания (а на одной из первых страниц есть и надпись о том, что книга напечатана по распоряжению конференции Института князя Безбородко), можно утверждать, что перед нами следующее лицо.
Бережков, Михаил Николаевич, - историк, родился в 1850 г. Окончил курс в Петербургском университете на историко-филологическом факультете. В 1879 г. Бережков напечатал и защитил магистерскую диссертацию: "О торговле Руси с Ганзой до конца XV века" (в "Записках историко-филологического факультета Петербургского университета" и отдельно). С 1882 г. состоит профессором русской истории в историко-филологическом институте кн. Безбородко (в Нежине). Написал еще: "О торговле русских с Ригой" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1877, № 2); "Об истории, как народном самосознании" ("Известия института кн. Безбородко", т. VIII), "План Юрия Крижанича о завоевании Крыма" ("Журнал Министерства Народного Просвещения"; 1891, октябрь и ноябрь); "Крымские шертные грамоты" ("Чтение в историческом обществе Нестора летописца"; кн. 8-я), "Старый Холопий городок на р. Мологе и его ярмарка" ("Труды ярославского археологического съезда", т. I), "Елена Ивановна, великая княгиня литовская и королева польская" ("Труды виленского археологического съезда", т. II), "Троицкая Сергиева Лавра в Смутное время Московского государства" (в "Известиях института кн. Безбородко", т. XII), "Город Нежин по описанию московских путешественников начала XIX века" (там же, т. XV), "Георгий Конисский, как проповедник" (юбилейная речь, в "Сборнике историко-филологического общества при институте кн. Безбородко", т. I). http://dic.academic....f/biograf2/1421
Но это статья из старого источника:
Русский биографический словарь: Алексинский — Бестужев-Рюмин. — Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцова. — Санкт-Петербург: тип. Главного упр. уделов, 1900 [2]. — Т. 2.
Какова же дальнейшая судьба учёного (после 1900 г.)? Когда он умер?
Есть ещё сведения в Сети:
Письмо Д.И. Иловайскому М.Н. Бережкова, д. ст. сов., профессора Историко-филологического института кн. Безбородко в г. Нежине Черниговской губ.,- с поздравлением с 50-летним юбилеем его научной деятельности и с благодарностью за присланные номера газеты "Кремль". Крайние даты: 3 ноября 1908 г. http://fgurgia.ru/sh...bject=140245576
Значит, в 1908 г. он ещё жил. Теоретически, если он умер до 1918 г., должен быть его некролог в ВЕВ или ВГВ (там же могла быть и иная доп. информация о нём, что-то подсказывает, что он был членом разных благотворительных обществ, но надо уточнять).
Но вернемся к его прошлому. Он частично раскрывает его в своей книге. И всё предельно ясно: записывал былины не «местный священник М.Д. Бережков» (увы, это ошибка не создателей сайта http://gavrilov-posad.narod2.ru/, а В.А. Смирнова), а сам М.Н. Бережков.
Добавим кое-что. Бережков Михаил Николаевич. Окончил ВДС [4 кл.] в 1870 г. По окончании 4 класса год был учителем земской школы в г.Иваново-Вознесенске [тогда ещё с.Иванова]. В 1871 г. поступил в СПб. ун-т. См.: Малицкий Н. В. Списки воспитанников Владимирской духовной семинарии 1750—1900. М., 1902. Там же приведены и другие его труды, в частности «Памяти В.А. Жуковского» и «Пушкин как историк русской жизни».
По другому источнику, М.Н. – учитель первой ЦПШ (так. наз. «образцовой») в с.Иванове Шуйского уезда, подобранный лично пионером ивановского просвещения А.М. Альбицким. См.: Богданов Л.С. Пятидесятилетний юбилей пастырского служения протоиерея Знаменской г.Владимира церкви Александра Михайловича Альбицкого. – Владимир, 1912. Судя по прошедшему времени, в котором говорится о его службе в Нежине, М.Н. Бережков к 1912 г. умер или вышел в отставку.
Любопытно об этом самом училище (называя его «земское образцовое училище») и о том же самом А.М. Альбицком писал А.Е. Ноздрин. См.: http://www.imli.ru/l...D0%BB%D0%B8.pdf Судя по всему, он мог быть также и учеником нашего М.Н. Бережкова.
Вернёмся к справочнику Н.В. Малицкого, дополнив его фактами из МК с.Бережок.
Бережков Николай Петрович. Окончил ВДС в 1844 г. С 1845 – свящ. с. Мостец Владимирского уезда. С 1874 – свящ. с.Бережок Юрьев-Польского уезда (пришёл на место Козьмы Ив. Смирнова, вышедшего за штат). Умер 6.02.1876 г., 52 лет, от простуды. Исповедовал его духовник – св. с.Владычина Григ. Владычин. Погребал благочинный св. с.Числовские Городища Андрей [Павлович] Бережков. Похоронен при церкви с.Бережок.
Итак, круг замкнулся. Это отец нашего историка и этнографа.
Кто же ещё (кроме Михаила) мог быть его детьми?

Епископ Евгений (в миру Иван Николаевич Бережков; 15 (27) марта 1864, Владимирская губерния — 1922) — епископ Русской православной церкви, епископ Костромской и Галичский.
Родился 15 марта 1864 года в семье священника.
В 1884 году окончил Владимирскую духовную семинарию и определён учителем начальных училищ. Работал учителем Афанасьевского народного училища в Александровском уезде.
30 августа 1887 году рукоположен во диакона.
В 1893 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1897 году со степенью кандидата богословия.
1 ноября 1897 года пострижен в монашество, а 9 ноября рукоположён во иеромонаха и назначен инспектором Владимирской духовной семинарии. В 1899 году возведен в сан архимандрита и определён ректором той же семинарии.
27 ноября 1905 года в Успенском соборе города Харькова хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Чин хиротонии совершали: архиепископ Харьковский Арсений (Брянцев), епископ Полтавской Иоанн (Смирнов), епископ Таврический Алексий (Молчанов) и Епископ Прилукский Гавриил (Голосов).
С 22 мая 1909 года — епископ Приамурский и Благовещенский. 29 июля прибыл в Благовещенск.
За 5 лет в Амурской области было построено 20 храмов и получено разрешение на строительство ещё 11, открыто около 50 церковно-приходских школ. Духовная семинария была восстановлена в составе всех классов, произведён ремонт семинарских зданий.
С 11 июля 1914 года — епископ Костромской и Галичский.
Награждён орденами святого Владимира 4 степени и святой Анны 2 степени.
Сочувственно встретил февральскую революцию. 10 марта 1917 года, перед служением молебна, в своей проповеди отождествил самодержавие с «вековыми оковами», с падением которых исчезли-де все препятствия на пути шествия России «по пути к свободе, солнце которой во всём блеске засияло на св. Руси».
Участвовал в работе Поместного собора Российской Православной Церкви 1917—1918 годов.
В 1918 году арестован. Расстрелян в 1922 году в период Ленинских гонений на Церковь в России. http://ru.wikipedia....%D0%BE%D0%B2%29
Это он:
Бережков Иван. Окончил СДУ в 1878 г.
http://www.petergen....v/suzdaldu.html
Вот ещё кое-какие уточнения из книги: История Владимирской духовной семинарии / сост. Н. Малицкий. Вып. 2. - Москва, 1900:
По окончании ВДС, в том же 1884 г., он был определен учителем в Афанасьевское народн. у-ще Александровск. у. С 1.07.1887 – законоучитель в Карабановском народном уч-ще Александровск. у. А 30.08.1887 рукоположен в диакона храма этого же села. С 28.11.1897 – инспектор ВДС. Со 2.03.1899 – ректор и архимандрит. Автор речей во ВЕВ.
Более того. Во ВЕВ за 1905 г. написано, что архимандрит Евгений, ректор (до 31.10.1905) ВДС, в мире Ив. Ник. Бережков, сын св. с.Мостец Влад. у., имел родственников в Шуе. А в № 47 за 1907 г. ВЕВ сказано, что епископ Сумский Евгений – сын свящ. с.Бережок Юрьев-Польского у. Бережкова. Его мать – Е.К. Бережкова (кстати, от неё М.Н. Бережков записал одну историческую песню; к сожалению, её имя и отчество нам не удалось установить; возможно, она – дочь Козьмы Ив. Смирнова, предшественника Н.П. Бережкова, но для этого она должна была родиться в 1829 г. и венчаться в 1845 г., 16 лет) жила [в 1907 г.?] в пог. Кинешемском Вязниковского уезда. Конечно, когда родился Иван, отец служил ещё в Мостце, но потом Ивана уже можно было назвать и сыном свящ. Бережка.

Бережков Димитрий Николаевич (1869 - 1961). Родился 15 октября 1869 г. в селе Бережки Переславль-Залесского уезда Владимирской губернии в семье священника. Окончил духовное училище, духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В духовной академии обучался как стипендиат и после окончания образования отслужил шесть лет в должности псаломщика в русской православной церкви во Флоренции (Италия). Проживая во Флоренции, начал переводить на русский язык труд Паскале Виллари о Савонароле, о его богословских и философских речах. Вернувшись в Петербург, себя священству не посвятил, а поступил на службу в Министерство государственного контроля. Это дало ему возможность издать в 1913 г. двухтомный труд о Савонароле "Грядущий день". В 1917 г. был снова командирован в Италию, чтобы надзирать за выполнением военных заказов. Из Италии откомандирован в августе 1918 г. в Америку в качестве помощника главного представителя государственного контроля Временного Правительства России. По окончании остался в США и решил заняться фермерским хозяйством. Прослушал курс земледелия и написал две рукописи о пчеловодстве и куроводстве. Заниматься сельским хозяйством Бережкову не пришлось ввиду того, что он получил работу в микро-металлургической лаборатории компании Юнион-Карбайд, где проработал 20 лет до 75-летнего возраста. Проживал в Нью-Йорке. Активный прихожанин Свято-Покровского кафедрального собора в Нью-Йорке. Много занимался благотворительностью, помогая нуждающимся. Семьи не имел. Скончался 3 июля 1961 г. Похоронен на кладбище близ г. Пассеик (шт. Нью-Джерси).
http://zarubezhje.na...ru/av/B_461.htm
Вот что пишет Малицкий;
Дмитрий Николаевич Бережков окончил ВДС в 1890 г. Канд-т СПб. ДА. Псаломщик посольской церкви во Флоренции. В 1901 г. вышел за штат.
Это явно тот самый Бережков Дмитрий, который окончил СДУ в 1884 г. http://www.petergen....v/suzdaldu.html Но СДУ не мог окончить сын священника Переславского у. И самое главное: в Переславском уезде не было с.Бережок, равно как и с.Бережки (только деревни). Вообще село с таким названием было в губернии одно – Юрьев-Польского у. Видимо, все владимирские Бережковы (дети священников, диаконов, причетников) – из этого Бережка (был, правда, в Гороховецком уезде погост Бережцы, но он писался и как Березцы). Но разного времени и разных родов, поэтому далеко не все родичи друг другу.

У Малицкого и Бовкало есть ещё одна персона. Вполне годится в сыновья Н.П. Бережкову.
Пётр Николаевич Бережков. Окончил ВДУ в 1870 г. Окончил 4 кл. ВДС в 1874 г. Поступил в вуз. Инспектор Томского реального училища.

Вернемся к книге М.Н. Бережкова.
Он пишет о том, что ему сообщила былину Екатерина Алексеевна Бережкова, а ей - её мать (не названы её имя и отчество). ИМХО, для науки (или хотя бы для краеведения) неплохо бы уточнить детали, что мы и делаем.

Алексей Ефимович Бережков. Диакон с.Бережок Юрьев-Польского уезда. Умер 25.01.1863 г., 63 лет, от водянки. Погребен при церкви Бережка. Ж. – Анна Даниловна. Безграмотная сказительница былин. Умерла 10.09.1868 г., 65 лет, погребена при церкви Бережка.
Дети: Алексей, Александра, Екатерина.
Екатерина Алексеевна Бережкова. Девица. В 1880-х – просвирня в с.Бережок Юрьев-Польского уезда. Сказательница былин.
Александра Алексеевна. М. – Иван Дмитриевич Введенский. Диакон с. Бережок Юрьев-Польского уезда. Умер 1.12.1866 г., 26 лет, погребен при церкви Бережка.
Алексей Алексеевич Бережков. В 1865 – свящ. Кубовского погоста (пог. Кубова) Муромского у. В 1864 г. он (?) почему-то назван в тех же МК Бережка Успенским (хотя А.А. Успенский тоже существовал и тоже был… свящ. пог. Кубова).

Кстати, М.Н. Бережкову сообщила три исторические песни и вдова дьячка Бережка Екатерина Ивановна Альбицкая. Её муж – Александр Семенович Альбицкий, служил в 1862–70 гг. В 1865 у них род. дочь Мария.

Сообщение отредактировал АлексШустов: 18 сентября 2012 - 12:04

2

#2 Пользователь офлайн   КАЗНАЧЕЕВАОЛЬГА1231 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 456
  • Регистрация: 10 июля 11
  • ГородЮрьев-Польский

Отправлено 16 февраля 2013 - 21:30

Очень интересная информация. А есть ли у вас сведения о других жителях села?
ОЛЬГА1231
0

#3 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 06 июля 2013 - 21:31

В селе Иворово Юрьев-Польского района у церкви находилось каменное надгробье с надписью:
"Супруга протоиерея Александра Васильевна Бережкова. Скончалась 22 апреля 1894 г. 58-и лет".
Сведения приблизительно 100-летней давности.

Попалось в книге "Два дня", решил продублировать выдержку из давнего сообщения Сергея Хламова.
1

#4 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 23 июля 2013 - 10:49

Александра Михайлова Александрова - жена священника с.Бережок (1907 г. упомянута среди воспреемников в с.Скомово)
Того же села крестьянин Никита Андрианов Бажуков (1908 г.)
(взято из выписки Т.М. Прохоровой)
0

#5 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 17 февраля 2014 - 12:53

ВЕВ 15 мая 1867 г. №10
Правительственное распоряжение:
Вдове дьякона села Бережка Юрьевского уезда Анне Бережковой назначено единовременное пособие в 50 рублей по ходатайству Владимирского Епархиального начальства Священному Синоду.
0

#6 Пользователь офлайн   Елена_Владимировна 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 4 145
  • Регистрация: 27 января 15
  • ГородЕкатеринбург

Отправлено 13 марта 2016 - 21:08

Из Списков учеников Суздальской духовной семинарии. 1744 – 1788 г.г. Малицкий Н. В.


Бережков Ефим Козьмич. В 1788 году обучался в синтаксиме. В 1789 году из риторики переведен в пономари в селе Бережок.

Дубровский Николай Дмитриевич. Взят в семинарию в 1763 году. В 1773 году из философии взят священником в село Бережок Опольской десятины.
0

#7 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 27 октября 2016 - 01:02

1769 г.
Воскресенской двухприходной церкви села Бережка священнослужители:

Первый приход:

поп Никита Дмитриев,
дьякон Федор Кузьмин,
дьячек Михаил Якимов,
пономарь Петр Петров.

Второй приход:

Поп Тихон Семенов
Дьякон Федор Кузьмин
Дьячок Иван Васильев
Пономарь Лев Тихонов


Источник: Книга Суздальской Епархии Суздальского уезда Опольской десятины села Бережка церкви Воскресения Христова, 1769 г.
1

#8 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 10 июля 2018 - 17:59

Сведения о священнике села Бережка Ивана Ивановича Никольского есть в документах церкви села Беляницына за 1908 г.
Иван Иванович Никольский 73 года, заштатный дьякон села Бережка.
Его жена Евдокия Петрова, 75 лет.
В церкви того же села в 1913 году священником был Иван Константинович Никольский (39 лет). Видимо, внук вышеупомянутого И.И. Никольского.
0

#9 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 19 июля 2018 - 11:36

Из статьи: Вид с Бережка. Из истории одного села (Краеведческий сборник "Наше Ополье", №2(23))

Автор:Д.В. Торочкина

Впервые название села Бережок упоминается в жалованной грамотецаря Федора Ивановича (сына Ивана Грозного) в 1587 году как государевадворцовая вотчина, расположенная в 24 верстах от Юрьева и 75 верстах отВладимира на возвышенном берегу безымянной речки. Отсюда и родилось названиесела.

Другая версия происхождения названия выглядит гораздо болееинтригующей. Среди жителей Бережка из поколения в поколение передавалась молвао том, что в этом месте беглые люди находили себе укрытие (береглись).Возможно, это были крестьяне, бежавшие от своих господ, русичи, плененные вовремена татарского нашествия, или преступники. Еще одна старинная легендагласит о том, что какое-то время здесь берегли одну из жен Ивана Грозного.Предположительно, здесь какое-то время могла находиться пятая супруга ИванаГрозного Анна Васильчикова перед заточением в Суздальский Покровский монастырь.

Царская грамота свидетельствует о том, что в 1587 году царь ивеликий князь Федор Иванович с ведома жены своей Ирины пожаловал «селодворцовое Бережок в Суздальском уезде с деревнями, пустошами и лесами супругеумершего брата своего – царевича Иоанна Иоанновича (убитого своим отцом ИваномГрозным за пять лет до описываемых событий) старице Александре, инокинеСуздальского Покровского женского монастыря». Право ее владения селом Бережокбыло подтверждено Борисом Годуновым в 1599 году и царем Василием ИвановичемШуйским в 1606 году.

До пострига старица (монахиня) Александра была известна какЕвдокия Сабурова, дочь боярина Богдана Сабурова. Она участвовала в смотрецарских невест, который в 1571 устроил Иван Грозный для выбора себе третьейсупруги. Царицей тогда стала Марфа Собакина, а руку Евдокии Сабуровой отдалисыну Ивана Грозного – царевичу Ивану. Год спустя Евдокия была пострижена вПокровский Суздальский монастырь под именем Александры по причине бесплодия. Однако,по мнению некоторых историков, это лишь официальный предлог. Истинная причина втом, что супруга царевича стала неугодна Ивану Грозному, поэтому и была сосланав монастырь.

В 1613 году в духовном завещании старица Александра пожаловалаБережок с деревнями, пустошами и лесами Суздальскому Покровскому монастырю. Впериод монастырского владения крестьяне были обязаны выполнять повинности впользу Покровского монастыря. А именно платить оброк, строить церкви, дороги,отвозить хлеб и другую продукцию в монастырь, встречать приезжую игуменью послучаю церковных праздников, кормить коней овсом, подносить продукты.

Еще одно упоминание названия села относится уже к Петровской эпохеи встречается в книге кандидата исторических наук Геннадия Васильевича Чернова«Раскрытые тайны Ополья». В одной из «грамоток» конца XVII – начала XVIII века монастырский приказчик жалуетсяигуменье Покровского монастыря на бесчинства, творимые в Бережке людьми ТихонаСтрешнева, приближенного Петра I. Он подробно описывает, что слугами боярина Стрешнева был до полусмертиизбит пастух и угнано стадо крупного рогатого скота жителей монастырскойвотчины. В числе прочих бесславных деяний стрешневских слуг – заключениекрестьян, которые отправились вызволять угнанных животных, под стражу,нападение на сборщиков налогов для монастыря и требование выкупа за угнанныйскот. Стрешневу в то время принадлежало село Глумово с деревнями. Приставленныйк юному Петру I вкачестве дядьки-воспитателя, Тихон Никитич был одним из ближайших сподвижниковцаря. Несколько лет он возглавлял Разрядный приказ (высший орган военногоуправления государством), позднее, в 1709 году, стал Московским губернатором.Зная, что хозяин является одним из первых лиц в стране, глумовский приказчик иего люди смело творили беззаконие. Более того, по мнению гаврилово-посадскогокраеведа Геннадия Чернова, делалось это с ведома Стрешнева и в целом отражалоотношение новой власти к монастырям.

Покровский монастырь владел Бережком с деревнями вплоть доцарствия Екатерины II.Императрица вернула монастырские земли в казну в 1764 году.

Более 10 лет спустя, по губернской реформе 1775 года был образованСуздальский уезд. В него вошли село Бережок и близлежащие деревни Наталиха,Ярдениха, Бурачиха, Свозня и Холодиха. Дворцовые крестьяне, жившие на государственнойземле, прикрепленные к своим участкам и сельским общинам, были лично свободны –тягло падало на них в уменьшенном размере. Позднее многими землями и лесамивладели крупные землевладельцы, лесопромышленники и духовенство.


3

#10 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 20 июля 2018 - 14:44

Просмотр сообщенияИван (19 Июль 2018 - 10:36) писал:

Из статьи: Вид с Бережка. Из истории одного села (Краеведческий сборник "Наше Ополье", №2(23))
Автор:Д.В. Торочкина


Согласно материалам оценки земель Владимирской губернии т. IX Юрьевского уезда, выпуск III «Промыслы крестьянского населения», в уезде действовало 214 светелок в крестьянских домах. В светелках были установлены ткацкие станки. Работали на них в основном женщины и дети.
В Бережке действовало 12 светелок с 66 станами, в Свозне в 5 светелках размещалось 54 стана, в Наталихе – 14 светелок с 14 станами, в Ярденихе на 18 светелок приходилось 23 стана.
Наибольшее количество светелок со станами (103) было установлено в деревнеБурачихе. Светелки размещались в обширном помещении. Это было практическифабричное ткачество.


В селе Бережок занимались ткачеством: Сазонов В. (11 станов), Монов И. (8), Дианов П. (10), Рычагов О. (14), Карпов М. (14), Безруков М. (9); в деревне Свозня: Дмитриев Н. (5), Никитин Г. (17), Сокуров Е. (4), Нилов И. (12), Сидоров П. (6); в деревне Наталихе – Лыткин А. (14); в деревне Ярденихе: Ерофеев С. (23), Еголкин Н. (6), Степанов А. (10), Козырев Г. (10), Варнаков Н. (17), Ерофеев Ф. (10), Чигинов И. (10), Разин Г. (10), Шалашов И. (7), Карпов Ф. (10), Бородулин И. (7), Ильин А. (12), Абрамов М. (1); в деревне Бурачихе: РосновВ. (13); Родионов Т. (17), Якушин Г. (3), Гоголев Л. (12),Мишин Е. (12), Муравьев Г. (13), Куликов М. (3), Герасимов К. (12), Селиверстов А. (3), Шитемов А. (9), Родионов Д. (6).

В скобках - количество станов.

1

#11 Пользователь офлайн   Елена_Владимировна 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 4 145
  • Регистрация: 27 января 15
  • ГородЕкатеринбург

Отправлено 21 июля 2018 - 08:38

23. Бережецкое училище.
В селе Бережке Глумовской волости, открыто 4 октября 1878 года.
Попечитель – крестьянин села Бережка Михаил Семенович Луканин, состоит в должности с 4 октября 1878 года.
Законоучитель – священник Дмитрий Васильевич Нарбеков, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, законоучителем с 1 сентября 1890 года, жалованья получает 50 рублей в год.
Учительница – Елизавета Николаевна Недремская, окончившая курс во Владимирском епархиальном женском училище, на службе с 1 октября 1880 года, жалованья получает 240 рублей в год.
Помещение общественное. В 1896 году в нем произведены поправки и частично устранены неудобства. Однако училище по-прежнему весьма тесно, мало удобно. Всех желающих учиться не помещает и потому многим в приеме отказывается. Квартира для учительницы при училище, занимает очень маленькую комнату, отделенную от класса дощатою перегородкою. На содержание училища общество расходует около 60 рублей в год. Освещение за счет попечителя.
Число учащихся к 01.01.1898 года – 52: 49 мальчиков и 3 девочки.
Количество классных комнат – 1.
Размер классной комнаты, аршин: длина – 10; ширина – 7 3/4; высота – 3 3/4; площадь комнаты – 77,5; число окон в классе – 7; число форточек в классе – 1.

4

#12 Пользователь офлайн   Елена_Владимировна 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 4 145
  • Регистрация: 27 января 15
  • ГородЕкатеринбург

Отправлено 22 июля 2018 - 07:37

1898 год.
В деревне Свозной Гавриила Кузьмина Румянцева терочное заведение.
В селе Бережке Николая Осипова Понизовского мелочная и чайная лавки.

1

#13 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 26 июля 2018 - 09:36

Село Бережок в своей округе имело репутацию большого торгового села. На рынке была представлена вся ремесленная продукция Бережецкого округа. В базарные дни, по четвергам, съезжались сюда купцы с окрестных деревень, сел, а также из городов Гаврилова Посада, Юрьева-Польского и Суздаля. В торговых палатках, устанавливаемых на время ярмарок, продавали зерно, лен, коноплю, сено, дрова, масло. Из села Сима привозили горшки, кринки, столовые наборы, хозяйственный инвентарь.

Приезжали также из Анькова, закупали на рынке овец. Жители Беляницы (Беляницыно) везли на рынок пшеницу. Из Юркова и Раткова доставляли овес, шла продажа лошадей.

Одновременно устраивались веселые ярмарки с массовыми гуляньями. В селе было несколько трактиров. После удачной сделки туда шли выпить, закусить или просто попить чаю. Трактирными заведениями владели Михаил Карпов, Андриан Балашов, Гавриил Тарасов и другие. В селе была своя бараночная, булочная, хозяином которой был Иван Жбанов. За соблюдением порядка на ярмарках следил урядник. Перед Первой Мировой войной эти обязанности были возложены на Ивана Вавинова, жителя деревни Свозни. Контроль за ходом торговли осуществляла таможня. Она обеспечивала торговцев необходимым инвентарем, ей же платили сбор с продажи товара. (Из статьи: Д.В. Торочкина Вид с Бережка. Из истории одного села (Краеведческий сборник "Наше Ополье", №2(23))

3

#14 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 07 октября 2018 - 11:58

Крестьяне села Бережок и окрестных деревень занимались хлебопашеством, промыслами, ремеслами, уходили в города на заработки. Но земли было мало. Значительная часть ее находилась в распоряжении лесопромышленников, духовенства. Заготовкой лесоматериалов и дров занимались лесопромышленники Сологуб из Шордоги и Иванов из Холодихи. Они владели большими участками леса и пользовались помощью лесников, которые следили за правильной рубкой леса, очисткой участков от хвороста, выкладкой дров пильщиками. Заготовкой дров также занимались в основном в зимний период, свободный от сельскохозяйственных работ. Во всех деревнях многие крестьяне зарабатывали извозом дров и лесоматериалов.

Жительница Свозни Елизавета Курицына приводила воспоминания своего отца о Сологубе: «Он был из тех, кто дорожит честью своего предприятия. Давая наказ работнику, который заготавливал и отпускал дрова, лесопромышленник предупреждал, чтобы все поленницы дров были выложены точно, без обмана».

Лесопромышленники имели большую прибыль от продажи леса. Не случайно предки Сологуба жертвовали немалые средства на строительство церквей.

(Из статьи: Д.В. Торочкина Вид с Бережка. Из истории одного села (Краеведческий сборник "Наше Ополье", №2(23))
3

#15 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 11 октября 2018 - 17:08

Просмотр сообщенияИван (07 Октябрь 2018 - 10:58) писал:

Значительная часть ее находилась в распоряжении лесопромышленников, духовенства. Заготовкой лесоматериалов и дров занимались лесопромышленники Сологуб из Шордоги и Иванов из Холодихи.
(Из статьи: Д.В. Торочкина Вид с Бережка. Из истории одного села (Краеведческий сборник "Наше Ополье", №2(23))


В 1899 году открылось движение поездов до Иванова (тогда Иваново-Вознесенска) и была введена в строй железнодорожная станция «Гаврилов Посад». В связи с этим событием значительно возрос поток лесоматериалов и другой продукции в город и на станцию для дальнейшего следования.

В 1903 году на средства лесопромышленника Сологуба в Бережке была построена больница. Ей стали пользоваться жители всех окрестных деревень.

Крестьяне относились к лесопромышленникам с уважением. Работа на лесозаготовках обеспечивала им стабильный доход.

Постепенно в селах стало наблюдаться расслоение крестьянства,появились крестьяне-богатеи. Это стало особенно заметно в первой четверти XX века. Крепким хозяйственником был Иван Евлампиевич Сторожков. Он владел терочным заводом и сушилкой в Бережке. Среди других зажиточных крестьян были владелец бараночной лавки Иван Жбанов,трактирщик Николай Ефимович Карпов, Василий Николаевич Лебедев, Андрей Александрович Лосев, Василий Алексеевич Рогужин. В основном все имели большие семьи, некоторые использовали наемный труд.
3

#16 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 31 октября 2018 - 18:36

Просмотр сообщенияИван (07 Октябрь 2018 - 10:58) писал:

(Из статьи: Д.В. Торочкина Вид с Бережка. Из истории одного села (Краеведческий сборник "Наше Ополье", №2(23))


Интересна топонимика села. Исследование, проведенное в 90-х годах XX века учениками Бережецкой школы под руководством своего преподавателя, кандидата исторических наук Геннадия Васильевича Чернова, ныне корреспондента газеты«Сельская правда», подтверждает, что до революции улицы Бережка имели свои названия. Самое древнее из них – «Сокольники». Поскольку село являлось дворцовой вотчиной, вероятнее всего, здесь проживали слуги, обеспечивающие соколиную охоту. Одна из легенд, связанных с историей этой улицы, гласит, что на одной из сторон «Сокольников» находился обжиг, где изготавливали кирпич для строительства церкви в селе. По воспоминаниям старожилов, на этой улице насчитывалось более 20 домов.

Улица, на которой была возведена церковь, носила название «Село».Скорее всего, таким образом было отмечено ее расположение (в центре села). Дома священнослужителей находились на другой стороне пруда. Сейчас мало кто помнит,что в Бережке была целая улица, именуемая в народе «поповской» (или «поповой»).

Еще один здешний топоним – «Завражье». Название этой улицы связано с ее местонахождением (за оврагом). Ранее здесь возвышалось каменное здание мельницы, принадлежавшее зажиточному крестьянину Скородумову. Завражье было местом поселения крепких хозяев. Один из них, М.И. Власов, держал постоялый двор, на котором одновременно могли размещаться до 20 лошадей.

Название «Новой» улицы говорит само за себя, указывая на более позднее время появления. Старинное название этой улицы – «Глинище». Сейчас на ней находится 21 кирпичный дом.
3

#17 Пользователь офлайн   Иван 

  • Архивариус
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 5 135
  • Регистрация: 13 октября 10
  • ГородЮрьев-Польский уезд

Отправлено 30 декабря 2018 - 17:48

О разрушении храма в селе Бережок.

(Из статьи Д.В. Торочкиной Из истории одного села. Бережок православный (Краеведческий сборник "Наше Ополье", №3(24))

В 30-е годы началась кампания по закрытию и уничтожению церквей. Первый удар был нанесен по колокольне Бережецких храмов. Под предлогом того, что звон колоколов мешает занятиям в школе, детей заставили проголосовать за их снятие. Вскоре были прекращены службы. Иконы из церкви растащили, а с некоторыми обошлись просто варварски - выбросили и разбили. Перед войной в здании разрушенной теплой церкви оборудовали клуб.

В 1941 году была обрушена колокольня. Ограду у церкви сняли и увезли в Новоселку для школы.

Во время войны в холодной церкви размещалась пекарня, а затем мельница, жернова которой потом еще долго валялись на горке. Позднее в помещении церкви располагалась мастерская по изготовлению и ремонту колес.

Окончательно бережецкий храм разобрали в 1954 году. По свидетельству жительницы деревни Наталиха Веры Прокуровой, кирпичом от сломанной церкви бутили дорогу до Грибаново. В том, что один из участников разрушения храма, Иван Пряжников из Холодихи, упал с лесов и умер, многие жители деревни усматривали не что иное, как божью кару.

0

#18 Пользователь офлайн   Игорь В 

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 104
  • Регистрация: 01 мая 16
  • ГородМосква

Отправлено 30 декабря 2018 - 18:08

Просмотр сообщенияИван (30 Декабрь 2018 - 16:48) писал:

О разрушении храма в селе Бережок.

(Из статьи Д.В. Торочкиной Из истории одного села. Бережок православный (Краеведческий сборник "Наше Ополье", №3(24))

В 30-е годы началась кампания по закрытию и уничтожению церквей. Первый удар был нанесен по колокольне Бережецких храмов. Под предлогом того, что звон колоколов мешает занятиям в школе, детей заставили проголосовать за их снятие. Вскоре были прекращены службы. Иконы из церкви растащили, а с некоторыми обошлись просто варварски - выбросили и разбили. Перед войной в здании разрушенной теплой церкви оборудовали клуб.

В 1941 году была обрушена колокольня. Ограду у церкви сняли и увезли в Новоселку для школы.

Во время войны в холодной церкви размещалась пекарня, а затем мельница, жернова которой потом еще долго валялись на горке. Позднее в помещении церкви располагалась мастерская по изготовлению и ремонту колес.

Окончательно бережецкий храм разобрали в 1954 году. По свидетельству жительницы деревни Наталиха Веры Прокуровой, кирпичом от сломанной церкви бутили дорогу до Грибаново. В том, что один из участников разрушения храма, Иван Пряжников из Холодихи, упал с лесов и умер, многие жители деревни усматривали не что иное, как божью кару.


Варварство и вандализм...слов нет...
0

#19 Пользователь офлайн   Роман Наталиха 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 641
  • Регистрация: 05 декабря 18

Отправлено 05 января 2019 - 12:10

Просмотр сообщенияИгорь В (30 Декабрь 2018 - 17:08) писал:

Варварство и вандализм...слов нет...

Печки в старых домах Бережка Ярденихи Натальнихи Холодихи Свозни сложены из кирпича Бережецкой церкви, он не стандартный, очень крепкий. Я знаю карьер где брали песок для строительства церкви. Что интересно пески в округе не подходят для строительства и производства кирпича, И лишь в одном месте, на очень ограниченом участке есть пески с нужными свойствами. Старые люди как то нашли это место,знали где брать.
2

#20 Пользователь офлайн   Роман Наталиха 

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: nasheopolie
  • Сообщений: 641
  • Регистрация: 05 декабря 18

Отправлено 01 февраля 2019 - 11:44

Добрый день! Размещу старые фото и статью "Колхозного края" от 1935 г о Бережецкой пожарной дружине,организованной 1929-30 году и просуществовавшей до 90-х годов нашего времени. Хочу сказать, что они прекрасно справлялись со своими обязанностями, успевая быстро приехать и ликвидировать пожар. Своими глазами видел несколько домов (обгорелые стены,потолки),в которых был своевременно потушен огонь и после ремонта в них проживали. Значительные пожары не допускались, соседние с пожаром дома спасали всегда. Без пожарной части ситуация осложнилась, дома сгорают до тла.

Прикрепленные изображения

  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение

2

  • (6 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя »


Быстрый ответ

  

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей